![]() | #48 | ||
Рег-ция: 28.11.2002 Адрес: Deutschland Сообщения: 2,182 Благодарности: 4 Поблагодарили 96 раз(а) в 62 сообщениях | ![]() С.Р.Аблеев СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ: ОБЩЕСТВО НОВОГО ТИПА (...) Как выглядит, по мнению Великих Учителей, Общество Нового Типа? Можно исписать десятки страниц на эту тему, но они, наверное, ничего не добавят к одному емкому и всеобъемлющему слову - "БРАТСТВО". Оно означает: равенство возможностей, социальную справедливость, взаимопонимание и взаимопомощь, терпимость и любовь к ближнему, мужество и готовность жертвовать личным ради общего и многое, многое другое. Говорят: это невозможно, это утопия! Отвечаем: до тех пор, пока люди будут думать, что это невозможно, это и будет оставаться утопией. Вот маленький пример. Ещё несколько столетий назад свободные выборы правителя государства казались утопией. Теперь - это обычная, общепринятая политическая практика. Ну а Братство уже давно существует. Хотя о нём знают ещё немногие. Это духовное Братство Великих Учителей и их ближайших учеников. Какие природные законы мешают человечеству распространить принципы организации Общины Великих Учителей на всю земную цивилизацию? Нет таких законов. Значит, всё возможно. Не надо повторять глупости коммунистических вождей - за пятилетку Братство не построить. Это необозримая историческая эпоха. Но ведь когда-то надо начинать! (...) Итак, тезисно рассмотрим каждую из идей. Идея первая: равновесие в общественной жизни Духовного и Материального начал. Оно предполагает гармоничное взаимодействие сил культуры и цивилизации. Причём в настоящее время необходимо усиленное внимание именно к Духовному началу, т.к. оно всё ещё находится в униженном положении. (Этой проблеме были посвящены, в частности, работы Л.В.Шапошниковой "Культура и цивилизация" [8] и С.Р.Аблеева "Общество и феномен Культуры" [9].) В тесной связи с первой находится вторая базовая идея социальной философии Живой Этики. Она заключается в правильной расстановке акцентов в решении вопроса о факторах космической эволюции человека. А именно: Духовная Культура со всеми её многочисленными аспектами, от этических учений и науки до искусства и образования, есть основа любого общества. Она является прямым, непосредственным фактором космической эволюции человека. Материальная цивилизация - фактор способствующий и вспомогательный, который работает на развитие духовных сил человека не напрямую, а опосредованно, через обустройство жизни и материальную поддержку Духовного начала. Без последнего, сам по себе, этот фактор не может способствовать космической эволюции сознания, так как, являясь порождением сил Материи и не имея непосредственного отношения к Духу, он неизбежно замыкается на инерционное культивирование Материального начала. Третья идея указывает на фундаментальный принцип взаимоотношений человек-человек, человек-общество, государство-государство, человек-природа, цивилизация-Космос. Этот принцип называется "Общее Благо". Он предполагает коренную перестройку общественных отношений, т.к. становится всё очевиднее, что современный социум может существовать лишь при гармоничной согласованности всевозможных интересов и стремлений различных общественных групп, наций, партий, классов, промышленных корпораций. Проблема имеет два аспекта. Первый - социально-природный. Он связан с мировоззренческим комплексом "царя природы", который устремляется к "покорению" природы и низведению её до статуса своей безропотной служанки. Однако развивающиеся экологический и сырьевой кризисы вынуждают человека изменять своё отношение к окружающей среде. Тезис о "покорении" природы должен уступить место тезису о "разумном, гармоничном сотрудничестве с природой", лишь в этом случае возможно сохранение и развитие как природы, так и общества. Второй аспект проблемы - чисто социальный. Здесь имеются в виду попытки построения благосостояния одной общественной группы (класса, партии, нации, государства и т.д.) за счёт другой, а также геополитический эгоизм, т.е. безнравственная политическая практика отстаивания и возвышения интересов собственного государства в ущерб интересам других стран и народов. Социальные (международные) напряжения в таких случаях являются закономерным следствием, Живая Этика выступает категорически против такой политики. Мирное сосуществование может быть основано только на идее Общего Блага. "Но отказ от Общего Блага, - предупреждал Махатма, - свалит в яму даже великана" [10]. Отсюда вытекает четвёртая идея - сотрудничество и социальная кооперация или утверждение общинного (коллективного) способа жизнеустройства. В Учении эта идея подчеркивается, например, такими утверждениями: "Кооперация есть признак эпохи" [11]; "Сотрудничество должно быть принято как основание Бытия" [12]; "Одно важно - считать Мировое Сотрудничество как необходимость эволюции" [13]. Здесь в первую очередь подразумевается отказ от противопоставления личного "Я" другим "Я" и общественному "Мы". Возникает вопрос: не приведёт ли это к растворению индивидуального в безликой массе? Наоборот, считают Учителя, такие отношения способствуют развитию подлинной космической Индивидуальности человека, которая формируется только через общественные взаимодействия и выявляется как неповторимая и неотъемлемая часть природного, социального или космического целого. Общинный принцип жизнеустройства, как никакой другой, соответствует истинной сущности человека. Он основан на объединении и сотрудничестве во имя высоких целей исторического процесса. "Утверждающий Общину, - читаем в Учении, - способствует ускорению эволюции планеты" [14]. В этой связи некоторые исследователи Живой Этики отмечают, что с эволюционной точки зрения идея общины в её чистом виде является категорией космической (Л.В.Шапошникова [15]). Периоды интенсивного развития материальной и духовной культуры, которые можно выделить в истории, по мнению Махатм, всегда "совпадают с проявлением идеи Общины - сотрудничества" [16]. Там, где наблюдается человеческое сотрудничество - там начинается духовное, политическое и экономическое процветание. Общинный принцип жизнеустройства предполагает совершенствование форм собственности. Преодоление частной собственности и переход к коллективному владению средствами производства расценивается в Живой Этике как важная черта общественной организации нового типа. При этом речь совсем не идет о непременной национализации, то есть существовании только государственной собственности. Также не подразумевается волюнтаристский, тем более насильственный переход к коллективным видам собственности. Главным образом подчёркиваются их социально-экономическая целесообразность и эффективность, которые докажут историческую перспективность совместного владения и пользования лучше, чем любые другие аргументы. Поэтому важен естественный, постепенный переход к коллективной собственности. К ней могут быть отнесены семейные предприятия, мелкие артели, общества и товарищества, гигантские акционерные общества, государственные компании и другие виды объединений. В этом отношении небезынтересно сравнить результаты поспешного, насильственного всеобщего объединения средств производства при социалистическом эксперименте в СССР и логику естественного социально-экономического развития передовых промышленных государств, где явно проявилась тенденция к расширению форм коллективного совладения средствами производства при многоукладной экономике. Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс совершенствования социально-экономических отношении, в том числе и форм собственности, является развитие индивидуального и общественного сознания. Этому аспекту проблемы авторы Живой Этики уделяют значительное внимание. Они стремятся доказать, что, если человеческое сознание исторически не готово к коллективному владению, никакие насильственные методы не приведут к утверждению преимуществ передового типа собственности и производственных отношений. Так и есть. В обществе "развитого социализма" возникли инертность, безответственность, потеря стимулов к труду, уравниловка при распределении продукта и многие другие негативные явления. Причины этих явлений во многом проистекают из психологии собственничества, то есть определённой установки сознания, стремящегося иметь, владеть, распоряжаться, накапливать, обогащаться различными вещами и материальными благами. Поэтому Махатмы подчеркивали, что проблема состоит даже не в самом личном владении или частной собственности, а в психологическом отношении к ней. "Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями ... Можно иметь вещи и не быть собственником" [17]. Причина отрицательного отношения к личному владению уясняется из следующих слов Махатмы: "Раб собственности теряет, прежде всего, подвижность духа" [18]. Иными словами, препятствует своей духовной и космической эволюции. Следовательно, главные усилия необходимо сосредоточивать на внутреннем, субъективном преодолении собственнического пережитка, что при подкреплении объективными экономическими преобразованиями позволит человечеству серьёзно продвинуться на пути исторического прогресса. Пятая основополагающая идея - это идея о равноправии женщин и мужчин. Великие Учителя справедливо отмечали, что исторически женщина оказалась в униженном положении. Нередко в прошлом она низводилась до уровня рабы и прислуги, лишённой не только каких-либо социальных прав и свобод, но даже самой возможности принимать участие в общественной жизни. Не раз роль женщины ограничивалась только лишь обслуживанием мужских прихотей, да биологической функцией деторождения. Но и в такой важной миссии, как продолжение человеческого рода, она была лишена общественной опеки и государственного внимания. Сегодня многое изменилось. Женщина развитых демократических государств пользуется всеми политическими и социальными правами и свободами. Однако и сейчас, как и во время написания книг Живой Этики, положение женщины во многих странах Востока, в первую очередь исламского, остаётся неравноправным, если не униженным. "На позорной ступени истории будет записано, - отмечали Учителя, - что и теперь равноправие не установлено" [19]. Угнетение женщин в прошлом обернулось нравственными и социальными деградациями. "Потому нужно очень утверждать значение начала женского, - настаивает Живая Этика. - Именно, не в домашнем масштабе, но государственном ... Женщина, дающая жизнь народу, должна тоже иметь право располагать его судьбою" [20]. Есть ещё одна важная причина, по которой в настоящее время необходимо утверждение женского начала. Женский психологический аппарат вследствие своей утончённости и высокой чувствительности способен более чутко реагировать на воздействия тончайших психо-космических энергий. Их ассимиляция и использование является одной из важнейших эволюционных задач человечества в грядущий исторический период. Значение женщины в решении этой задачи особенно велико. Само же изучение и практическое использование тонких психо-космических энергий является шестым необходимым условием (принципом) современного и будущего общественного развития. В Учении такие энергии часто обозначаются одним собирательным понятием "психическая энергия". За ним же стоит бесчисленное множество различных видов и грануляций единой изначальной космической энергии. Именно она пронизывает и напитывает движением и жизнью всё космическое бытие - от маленького распускающегося цветка до взрыва огромной сверхновой звезды. Космическая эволюция человека невозможна без открытия и освоения этих скрытых природных сил, которые заключены в нём самом. Они не могут быть познаны, выявлены и использованы без участия аппарата человеческого микрокосма. Не через технические приспособления, а прежде всего через себя самого человек выходит к покорению тончайших, но необычайно мощных космических энергий. Призыв Живой Этики к раскрытию человеком собственных духовных сил чрезвычайно актуален. Помимо других достижений это позволит человеку преодолевать свою биологическую обусловленность и зависимость от технических средств. Без последних наш современник оказывается беспомощным, так как способен противостоять природным стихиям не более, а может, даже и менее, чем его древнейший предок. Очевидно, что дальнейший планетарный прогресс разума предполагает эволюцию настоящей технотронной цивилизации машин в культуроцивилизацию человеческого духа. То есть одухотворённую цивилизацию, основанную на использовании безграничных психо-космических энергий, доступ к которым человек получает через глубины своей духовной сущности. Отсюда следует необходимость перестройки социальной политики государства (культуры, науки, образования, воспитания, материального производства и т.д.), которая должна быть направлена: - во-первых, на содействие развитию внутренних психо-духовных сил человека и овладение тончайшими космическими энергиями; - во-вторых, на всестороннее изучение и гуманистическое использование таких психо-космических энергий во благо всего человечества. И, наконец, седьмое важнейшее условие социального строительства, выдвигаемое Живой Этикой, - сотрудничество индивидуального и общественного сознания с Космической Иерархией. "Стремящиеся к эволюции духа должны следовать шагами Иерархии для продвижения ... Только сознательное принятие в жизни закона Иерархии утверждает правильный путь" [21]. Этот необычный аспект философии Живой Этики требует некоторого пояснения. Одним из важнейших условий всякой эволюции является энергоинформационное взаимодействие духо-материи различных уровней развития. В планетарном пространстве эта закономерность подразумевает взаимодействие массового сознания, то есть исторических индивидов, принадлежащих преимущественно к Пятой Расе, с высокоразвитыми духовными Индивидуальностями Шамбалы. По отношению к планетарной цивилизации, отмечала Е.И.Рерих, они представляют собой ближайшее звено Космической Иерархии Разума. Необходимость сотрудничества, более того - направляющей роли Космической Иерархии, кроме прочих причин диктуется спецификой текущего этапа планетарной эволюции. Она состоит как в нарастающей активности огненных энергий, так и в предельно осложнённом состоянии (негативной карме) планеты. Социально-философская концепция Живой Этики, конечно, не исчерпывается рассмотренными выше идеями. Но по нашему глубокому убеждению, именно они являют собой те основополагающие фундаментные блоки, без которых построение Общества Нового Типа не представляется возможным. До тех пор, пока массовое сознание не воспримет и не осознает эти идеи, до тех пор, пока политическая элита не будет руководствоваться ими в практической политике, Новое Общество будет оставаться неосуществимой утопией... ________ | ||
![]() |
|