Старый 12.06.2017, 16:11   #8623
irene
 
Аватар для irene
 
Рег-ция: 18.09.2008
Сообщения: 8,718
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 927
Поблагодарили 3,911 раз(а) в 2,510 сообщениях
По умолчанию Ответ: Ситуация в МЦР

Из статьи А. Владимирова "РД и государство".

Цитата:
Принципы Рерихов в организации Музея-Центра Рерихов


Елена Ивановна Рерих в своём письме американским сотрудникам от 16 июля 1937 года по поводу судьбы Музея Рериха отмечала или исходила из нескольких принципиальных моментов.

Первое. Картины, ценные предметы, архивные материалы и пр. имущество, составляющее Музейный фонд Музея Н.К.Рериха (сегодня фонд всей семьи Рерихов), должны находиться в ведении или использовании у Центрального рериховского органа.
Как к этому прийти в случае совместного общественно-государственного участия – это дело юристов и переговорщиков, но современное право предоставляет такие возможности, было бы конструктивное желание с обеих сторон.
Из писем Рерихов и из самой логики объявленных ими планов и осуществлявшейся ими многие годы деятельности, следовало, что если обстоятельства и ситуация и требовали прибегнуть к дополнительной защите Наследия Рерихов, то надлежало передать в собственность государства – только музейный Фонд, т.е. подлежащие учёту музейные ценности. Музей как юридическое лицо, т.е. как ключевая единица Рериховского движения, сами помещения Музея, где в том числе располагается центральный Штаб РД (ныне это МЦР), имя, идея и программа всего этого начинания, разумеется, не подлежали передаче государству и не предполагались к аннулированию.
Поскольку любое крупное государство имеет значительно разветвлённую систему исполнительных государственных органов и не всегда ясное или устойчивое правовое положение и практику деятельности его периферийных департаментов, в том числе связанных с культурой, то Елена Ивановна отметила важный момент при передаче государству рериховского Наследия – должна быть ясность касательно того лица (или органа) от государства, через которое будет закрепляться вступление государства в права собственности на Наследие. В письме Елена Ивановна пишет о передаче «Музея в дар нации, а не случайному представителю страны» (Е.И. 16.07.1937).

Второе. Елена Ивановна указывала принципиальное требование – нерасторжимость Музея и всех прочих форм рериховской деятельности, осуществлявшейся через Музей. Как было ею сказано обо всех инициативах, осуществлявшихся Рерихами, начиная с 1924 года, с опорой на нью-йоркский Музей Н.К.Рериха, что «без Музея никто жить не будет» (там же). События последующих лет, приведшие к парализации крупных проектов Рерихов в связи с разрушением в 1935 году Музея в Нью-Йорке, продемонстрировали пророческую истинность этого утверждения. Масштабная деятельность РД и аккумуляция Рериховского движения вокруг общего стержня восстановились лишь с осени 1991 года после образования в Москве на базе здания Музея Рериха и находящегося там Наследия – Международного Центра Рерихов.
Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке со всеми его комитетами, а также группой по изучению Агни Йоги, для рериховских организаций на местах стал наглядным примером образования центра и форм его успешной деятельности.
Аналогичную роль маяка и примера для всего международного Рериховского движения принял на себя с начала 1990-х Музей-Центр Рерихов в Москве (МЦР). Его направления работы стали образцом для других рериховских обществ и музеев в России и за рубежом. Даже оппозиционно настроенные руководству МЦР группы и центры фактически воспроизводили те же основные формы работы, какие осуществлял МЦР.
«Дикая идея раздела Музея [3], – писала Елена Ивановна, – невероятно опасна, и необходимо пресечь её, чтобы она не проникла во вражеский лагерь. Воображаю, какое ликование среди тёмных сил вызывают такие неудачные соображения друзей. Первая цель тёмных – разрушить именно Музей. Ведь Музей был и есть та основа, вокруг которой всё должно было и будет слагаться. Если мы допустим разрушение её, то нам вообще не на чем будет держаться и не за что будет бороться. Подумал ли об этом близорукий друг? Стены не устоят без основания, и всё рухнет. Музей * терафим для строения будущего. Уберите Музей, и через два-три года все Учреждения утратят всякое значение, ибо большие школы, музеи и выставочные и лекционные помещения открываются чуть ли не ежегодно. Наш Центр, или Учреждения, будучи инициаторами этого движения, обобщающего все искусства, должны были и могли процветать лишь Именем их основателя. Обезличьте их, и что останется? Как дерево без корней, они зачахнут. Потому столько забот было проявлено от самого начала Великим Владыкой, чтобы все сотрудники осознали всё значение имени для учреждений. Вспомним, как ещё в 25-м году Великий Владыка говорил, как он скорбит, видя умаление Имени [Рериха], и как приходится “собирать лепестки Фуямы //Рериха//, ибо всё развеяно”. И действительно, разве не делалось апостатами всё, чтобы умалить Имя основателя и исказить предначертание? Разве не апостаты повторяли близкую и такую приятную им формулу – “о слишком рекламированном художнике”, услышанную ими от таких же невежд, как и они сами.
Именно, всё горе наше и заключалось в том, что апостаты не понимали всё значение им доверенного, не понимали и достойного утверждения Имени, обязывавшего их к поднятию их собственного уровня сознания и вообще к приобретению ими хотя бы налёта культурности для правильного претворения даваемых Советов. <…>
Родные мои, необходимо, чтобы все друзья Музея поняли, что тёмные силы старались и стараются разрушить Музей. Именно это главная цель их. Только это важно им. Они очень дальновидны и знают, что Музей есть Твердыня, откуда лучи Света протянуты по всем направлениям. Ведь очень часто те, кто живут у подножия горы, теряют представление о её размерах, ибо не имеют возможности отойти достаточно далеко, чтобы охватить весь масштаб её, и, в силу этого, они меньше далёких путников знают её действительную высоту. Так и некоторые друзья не отдают себе отчёта, насколько Музей и его Творец вошли в сознание многих и многих людей в разных странах.
Родные, поясните друзьям всю мою заботу о Музее. Поясните, что без Музея никто жить не будет. Поясните, что именно тёмные силы мечтают бесславно расчленить Музей. <…> Напомним друзьям Великие Слова: “Не позволяйте передавать явленные, сужденные сокровища в руки нечистые”! <…> …[Найдите] лучшие слова, чтобы пояснить другу всё значение цельности собрания сокровищ. Так, родные, пресекайте подобные саморазрушительные мысли» (Е.И. 16.07.1937).
__________________
1955 г. 600. Сужденное будущее ждет, когда сознание будет готово его принять.

Последний раз редактировалось irene, 12.06.2017 в 16:12.
irene вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Развернуть/свернуть список спасибок (2)