![]() | #11 | ||||
Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | ![]() Цитата:
Вообще, если хотите подробно разобраться во всех этих ошибочных смешениях смысла могу рекомендовать книгу С.Хоружего «Фонарь Диогена» (там есть глава «Духовная практика присутствия-в-падении» в разделе «Уроки Хайдеггера»). Но попробую вкратце объяснить суть ошибки. По Хайдеггеру человек(весь без остатка) сущностно связан с временем. Время и есть ткань его бытия, основа существования(экзистенции). Всё достигается не просто через время, но и само время (как Вы упомянули, время в виде «модуса будущего») делает человека существующим, заставляет его «временить», бытийствовать. Почему «модус будущего» имеет такую власть? Да, потому что оно представляет из себя полный коллапс сознания, обращение в Ничто, смерть. И вот этот Ужас тотальной аннигиляции(«модус будущего») «подспудно всегда уже определяет бытие-в-мире», это и есть наш способ бытия. Вы предлагаете исправить Хайдеггера и в «модусе будущего» прописать что-то хорошее, светлое и приятное. И продолжать дальше это временнОе существование, с положительными мотивировками. Казалось бы, так всё просто, и почему Хайдеггер до этого не додумался?! Но не будем дальше сейчас разбирать Хайдеггера, а вернемся к христианской эсхатологии и «упражнениям в смерти»(по выражению Платона, кстати). Что символизирует в христианстве смерть или Конец Света? Смерть выражает собой ту самую временность. В этой подверженности изменениям времени и заключается вся ущербность нашего бытия! Т.е. подчеркивается принципиальное свойство нашего мира – зависимость от временнОй изменчивости. Что бы Вы не вообразили себе прекрасное, всё это под влиянием времени в конце концов превратится в свою противоположность – в ужасную гримасу Смерти. Поэтому в религии этот «модус будущего»(бытие-к-смерти) не работает, потому что само время и есть это начало «тления». И когда в христианской практике смертной памяти мы думаем о смерти или Страшном Суде, тем самым мы утверждаем в себе мысль о тщетности всех наших усилий, подверженных времени. Мы говорим: «всё суета сует, и нет ничего вечного под солнцем». Духовная практика «памяти смертной» направлена на то, чтобы вырвать нас из этого изменчивого и преходящего мира, из лап времени, и затем утвердится в Вечности, которая Едина, Неизменна и Нераздельна. Вечность – это не безгранично длящееся время, а вневременная полнота бытия, это вечное – истинное – теперь. Таким образом, бесконечно метаясь между прошлым и будущим, мы просто кружимся в колесе сансары, выражаясь буддийским языком. Поэтому все религиозные практики после осознания всего этого, рекомендуют остановиться и прикоснуться к Вечному, но не как к дурной бесконечности, а в качественном смысле, как к высшему Единству и Полноте Бытия. Но Вечность темпорально сопряжена с нашим миром только в моменте «теперь», в настоящем. Об этом говорили и объясняли все величайшие философы, начиная с Платона. Некоторые цитаты я уже приводил, поэтому не буду повторяться. В качестве обзора по этой теме можно порекомендовать статью П.Тиллиха «Вечное – сейчас» в «Вопросах философии» № 5 за 2005 год. Небольшая цитата оттуда: Цитата:
Цитата:
PS: За сим обрываю своё сочинение. Сорри за много букв, но хотелось обобщить и объяснить в чем ущербность взгляда на бытие сквозь призму времени. | ||||
![]() |
|