Рег-ция: 15.11.2004 Адрес: Евразия Сообщения: 13,105 Благодарности: 6,295 Поблагодарили 3,442 раз(а) в 1,963 сообщениях | Ответ: Государство и культура Цитата: Сообщение от Iris У Минкульта прошел пикет против закрытия Государственного центра русского фольклора | Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Борьба "за культуру" оборачивается простым отстаиванием интересов руководства организации под которым "зашаталось кресло". | Цитата: Пафосный китч против русского фольклора Директор Всероссийского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Арсений Миронов – о том, что стоит за попыткой разогнать ученых и методистов единственной государственной организации, изучающей и пропагандирующей неподдельный, неприторный и невыдуманный русский фольклор.  Руководитель государственного Дома народного творчества Тамара Пуртова заявила РИА-Новости о том, что Центр русского фольклора необходимо реорганизовать из-за его неэффективности. Этот публичный выпад против ученых-фольклористов со стороны всероссийского лидера клубно-досуговой самодеятельности совпал с назначением на должность нового директора Центра не случайно. Внезапная атака Пуртовой, предпринятая в нарушении норм корпоративной этики (обе организации входят в систему федерального Минкульта) стала кульминацией многолетней борьбы. Борьбы, которая началась еще в ранние годы большевистской власти, которая была остро заинтересована в подмене многовековых традиций народов России симулякром “народной самодеятельности”. Во всем мире традиционное народное творчество – мощный генератор образов для профессионального искусства, архитектуры и дизайна, моды, туризма, индустрии игрушек, сувениров и др. Почему же в России так называемое “народное творчество” за редким исключением вызывает отвращение у молодежи, а за рубежом воспринимается как китч? Отчего – при наличии мощнейших традиций отечественных мастеров – так беспомощно безвкусны почти все сувениры в стилистике а-ля рюс? Отчего “русские” сарафаны и кокошники, которые наши дети надевают на школьные праздники и в которых выступают бабушки на конкурсах народных хоров, зачастую так неестественно ярки, имея мало общего с подлинным русским костюмом? Отчего, наконец, в великом древнем Суздале как будто нечего праздновать, кроме “Дня рождения огурца”? Любой внимательный человек увидит: есть две культуры, две России. С одной стороны – невыразимо аляпистый сарафан до колен, непременно в крупный горошек или с подсолнухами, красные женские сапоги, невероятная конструкция на голове, вызывающая ассоциации с костюмами голливудских инопланетян. И – прыжки с немыслимым для русской женщины задиранием ног. И – непременная гротескность разбитных, придурковатых движений в мужском танце. И – странный, приторный тембр женского голоса при исполнении псевдонародных сладеньких песен о “золотых полях пшеницы”, а сейчас и в перемешку с “древними куполами” – песен, которые отталкивают своей неискренностью. С другой стороны – уникальный для каждого российского региона костюм, дивный в своем многообразии, неизменно гармоничный и удобный, который преображает человека, заставляет выпрямиться, поднять голову. Завораживающие искренние песни – про любовь и смерть, про замужество и военную службу, про верность и предательство – и потому актуальные и сейчас, и в любую эпоху. Удивительная резьба, вышивка, роспись, игрушка, заставляющая искусствоведов изумляться, откуда в архангельской, карельской, поволжской, уральской глубинке – такое чувство красоты, такой безукоризненный вкус. В общем пространстве нашей культуры живут два образа России: тихая красавица аутентичного фольклора и порожденное советскими методистами, стандартизированное и раскрашенное для заморского экспорта грудастое чудовище в мини-сарафане, обнимающее березку. Интерес молодежи к аутентичному фольклору в последние годы огромен. Аутентика подкупает искренностью и подлинной красотой, дает вдохновение для творчества. Этот интерес абсолютно необходимо подпитывать подлинной фактурой – материалами экспедиций, живым общением с дедами и бабушками, архивными находками, – подлинными образами народной культуры. Только для этого существует Центр русского фольклора. В системе домов народного творчества тоже работают десятки настоящих подвижников, искренне любящих народную культуру. Их вклад в спасение фольклора в годы советского масскульта – огромен. Без их самоотверженного труда сегодня нечего было бы возрождать и “актуализировать”. Однако верхушка этой системы – руководство Государственного дома народного творчества – давно превратилась в огранизованную группу, главной задачей которой является выкачивание из федерального министерства культуры по возможности всех государственных денег, направляемых на изучение и актуализацию нематериального наследия. Долгие годы корпорация казенной самодеятельности успешно с этой задачей справлялась. Сейчас в это сложно поверить, но даже бюджетные деньги на пополнение электронного каталога объектов нематериального наследия успешно “осваивал” Дом народного творчества – не имея в своем штате ученых фольклористов, этномузыкологов, специалистов по народному эпосу и др. Ситуация поменялась, когда пришел министр Мединский. Ему, как специалисту по зарубежным мифам о России, оказался хорошо знаком образ китчевого псевдофольклора а-ля рюс, тиражированный еще Бонапартом – пьяная баба в кокошнике, пляшущая с медведем и лохматым казаком. Ему показалось удивительным, что в Федеральном каталоге объектов нематериального культурного наследия, деньги на который не один год получал Государственный Дом народного творчества, можно найти всего 98 коротеньких, зачастую маловразумительных аннотаций (на всю Россию). И вовсе нет, к примеру, ни одного описания объекта наследия по Архангельской области – клондайку русского фольклора. С приходом Мединского вместо команды Тамары Пуртовой многомиллионные конкурсы на пополнение каталога стали предсказуемо выигрывать ученые: сначала Институт искусствознания, а затем – Центр русского фольклора. Была уничтожена и многолетняя монополия Дома народного творчества на проведение фестивалей народной культуры. Фестиваль “Живая традиция”, организованный Центром русского фольклора, собрал полный зал церковных соборов Храма Христа Спасителя. Среди выступавший не нашлось ни одной девушки в крупный горошек, ни одного размалеванного «скомороха», ни одной плюшевой ростовой куклы Конька-Горбунка… Можно предположить, что план уничтожения Центра русского фольклора был задуман с единственной целью – вновь переключить все финансовые потоки из Минкультуры, выделяемые на изучение и сохранение нематериального наследия, обратно в систему досуговой самодеятельности. Сегодня, когда Министр культуры принял решение о том, что Центр русского фольклора сохраняется в составе Института наследия имени Д.С.Лихачева, можно уверенно говорить, что попытка восстановления монополии Дома народного творчества не удалась. В Институт наследия приходят все ученые и исследователи-методисты Центра русского фольклора – со всеми проектами, архивами, этнографическими коллекциями. Институт берет на себя поддержку редакций замечательных изданий – “Традиционная культура” и “Живая старина”. И с материальной поддержкой на продолжение научных исследований и всех проектов актуализации наследия. И как итог – аутентичным фольклором будут заниматься не методисты клубно-досуговой самодеятельности, а ученые. Есть шанс, что со временем образ полупьяной визжащей России в пластмассовом кокошнике будет вытеснен из общественного сознания в стране и за ее рубежами. Возможно, лицо русского фольклора очистится от густого слоя советских румян и сценического грима в духе “кабаре а-ля рюс”. | |