Киев изучает возможность лишения жителей Украины гражданства за терроризм и «ненависть к своей стране», сообщила в среду его представитель на переговорах в Минске, глава комитета Верховной рады по вопросам евроинтеграции Ирина Геращенко.
«Напомню вам, что в первое десятилетие советской власти было две высших меры социальной защиты – смертная казнь и высылка из СССР»
Как напоминает
РИА «Новости», один из пунктов минских договоренностей предусматривает амнистию путем принятия закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями в Донбассе. «Мы изучаем различный международный опыт. Не только опыт амнистий (которая во всех странах проводилась только после прекращения боевых действий, разоружения и индивидуально, а не всех скопом, кстати). Мы изучаем и опыт лишения гражданства за терроризм и ненависть к своей стране», – написала Геращенко в своем Facebook, комментируя решение французских законодателей. Нижняя палата парламента Франции накануне как раз одобрила поправку в конституцию о лишении французского гражданства лиц, осужденных за террор.
«Шпионы, диверсанты, предатели» Какое отношение принятый в Париже законопроект имеет к Украине, непонятно. Франция разрешает двойное гражданство, и во французском законопроекте речь идет только о террористах, обладающих таким именно двойным гражданством. Украина же де-факто не признает двойного гражданства. Какие-либо эмоции, вроде «ненависти к своей стране», во французском законопроекте тоже не упоминаются.
Кроме того, не соответствуют действительности и слова Геращенко о том, что никто и никогда не проводил «массовых» амнистий. Так, во второй половине 90-х годов парламент России с целью примирения несколько раз объявлял массовые амнистии участникам войны в Чечне. Кстати, в Чечне в 90-е годы против федеральных сил воевали в том числе и граждане Украины – украинские националисты, но на родине их никто за это не преследовал.
Геращенко не упомянула о том, что в Верховной раде, в том числе и в комитете по евроинтеграции самой Геращенко, уже рассматривается законопроект № 1297, разрешающий лишать гражданства тех, кто совершил преступление против «основ национальной безопасности». Проект даже стоял в повестке в последний день последней сессии – 29 января, однако до него у депутатов так и не дошли руки. Украинская печать называет проект «президентским». Формально его внесли два депутата из «Блока Петра Порошенко» – председатель комитета Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин и его коллега по комитету Николай Паламарчук.
В пояснительной записке законодатели утверждают, что такая практика распространена во многих странах мира. «Введение дополнительной меры уголовно-правового преследования за совершение уголовных действий против основ национальной безопасности в виде прекращения гражданства станет справедливой и адекватной реакцией государства на действия преступников – шпионов, диверсантов, предателей, которые своими действиями угрожали национальной безопасности Украины», – пишут соавторы.
Документ представляет собой набор поправок в Уголовный кодекс, закон о гражданстве и другие. Как следует из текста, лишать украинца его паспорта может только суд, но только «в пакете» с тюремным сроком начиная от 5 лет. Отдельно, само по себе лишение паспорта не предусмотрено.
«Закон имени Вассермана» Депутат от той же фракции Алексей Гончаренко (Одесса), который еще полгода назад
призвал лишить гражданства другого одессита, публициста Анатолия Вассермана за его «антиукраинские» выпады – пообещал газете ВЗГЛЯД голосовать за закон. Правда, по его мнению, он должен применяться только к тем соотечественникам, которых нельзя покарать другими способами.
В самом Донбассе тоже не исключают теперь массового лишения гражданства. «Под такой закон подпадают не только лидеры ДНР, а от 800 тысяч до 2 млн человек. Именно столько людей в Донбассе свободно подходят под определения, которые дает Геращенко. Идет откровенная сегрегация, – возмущается в интервью газете ВЗГЛЯД бывший спикер парламента ДНР, ныне – депутат, политолог Андрей Пургин. – Маргинализируется все русское и пророссийское. Это как бы уже не люди, их уже не жалко. С ними можно делать все что угодно. Вполне возможно, что нынешняя украинская власть на это пойдет».