![]() | #2 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() ХIII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие» (Летняя сессия) 13 июня в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов пройдёт Летняя сессия XIII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие». Конференция состоится в год 100–летия балета И. Ф. Стравинского – Н. К. Рериха «Весна священная». Основная тема Летней сессии конференции: Театрально-декорационное искусство и этнография. Серебряный век и современность. Летняя сессия приурочена к открытию выставки «Весна священная. Возвращение». Премьера первой постановки балета «Весна священная» на сцене парижского Театра Елисейских Полей навсегда вошла в историю мировой культуры. Несмотря на последующие хореографические версии балета, эта постановка осталась самой запоминающейся и непревзойдённой. Создателями этого великого произведения искусства ХХ века стали люди, судьба которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом и культурой Серебряного века. «Весна священная», задуманная Николаем Рерихом и Игорем Стравинским в самом начале 1910-х годов, стала символом нового русского искусства. Принятый со скандалом вначале, впоследствии балет полюбился хореографам и танцовщикам. На протяжении столетия многие хореографы мира обращались к этому произведению, роли в этом балете стали жемчужинами исполнительского искусства великих танцоров мира. Однако в самой России полвека этот балет не имел сценической истории, он был забыт. Только в 1960-е годы «Весна священная» стала возвращаться на отечественную сцену в новых хореографических редакциях. В 2003 году и Мариинский театр возобновил постановку, а в 2012 году зрители увидели «Весну священную» в новой редакции. Легендарный балет получил новую жизнь в Петербурге – возродился на той же почве, где зарождались творческие импульсы, и складывалось мастерство его создателей. Образы балета не оставляли воображение Рериха на протяжении многих лет. Он, в разные годы, для разных постановок, исполнил несколько декораций. В 1945 году, за два года до ухода из жизни, написал станковую картину «Весна священная». Она представлена на выставке. Также в экспозиции можно увидеть эскизы нескольких вариантов декораций, созданные художником в разные годы, и эскизы костюмов 1912 года. Именно эти эскизы были воплощены на сцене и стали легендарными. Мариинский театр предоставил на выставку платье Избранницы из своей постановки «Весны священной», а этнографический музей – прототипы образов и костюмов Н. К. Рериха. Посетители получили уникальную возможность увидеть эскизы костюмов, исполненных авторами реконструкции «Весны священной» – хореографом и историком балета Миллисент Ходсон, художником и искусствоведом Кеннетом Арчером, которые много лет по крупицам восстанавливали утраченную хореографию Вацлава Нижинского, декорации и детали художественного оформления Николая Рериха. Их труд был завершен в 1987 году. Впервые восстановленный шедевр исполнила труппа «Джоффри балет» в Лос-Анджелесе. После этого состоялись десятки постановок во многих странах мира. Для обсуждения на Летней сессии конференции предлагаются следующие темы:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ Пиотровский М. Б., председатель Оргкомитета, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета, директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба Петербуржцев Туник С. П., сопредседатель Оргкомитета, доктор химических наук проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета Благово Н. В., заведующий Музеем истории школы К. И. Мая в Санкт-Петербурге Бондаренко А. А., кандидат физико-математических наук, директор Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов, заведующий кафедрой сохранения и музеефикации культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Будникова Ю. Ю., заместитель директора Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов по экспозиционно-выставочной и экскурсионно-методической работе Власова Т. В., главный хранитель Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Иванов С. Д., директор Санкт-Петербургского Художественного училища им. Н. К. Рериха Иконникова С. Н., профессор, доктор философских наук, заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Ковалёв А. А., археолог, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Мельников В. Л., кандидат культурологии, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов по научной работе, председатель правления Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» Метелица Н. И., директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, директор Благотворительного Строгановского фонда (США) Орлова В. Т., председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Соколов Б. С., академик, советник Президиума РАН Тихонов И. Л., директор Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета Троян В. Н., профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой геофизики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя Оргкомитета Международной премии имени Николая Рериха Яковлева Е. П., профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея ПОРЯДОК РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ 13 июня 2013 г. Музей-институт семьи Рерихов, выставочный зал № 202, 2 этаж (В. О., 18-я линия, д. 1). 10.30 – 15.30 10.00 – 10.30. Регистрация участников конференции. 10.30 – 12.30. Пленарное заседание. 12.30 – 13.00. Кофе-брейк. 13.00 – 15.30. Продолжение работы заседания. 15.40 – 16.30. Экскурсия по музею и выставке «Весна священная. Возвращение». Регламент: 20 минут – выступление, 3 минуты на вопросы. ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ 13 июня 2013 г., Музей-институт семьи Рерихов, выставочный зал № 202, 2 этаж (В. О., 18?я линия, д. 1). 10.30 – 12.30 ЗАСЕДАНИЕ Ведёт – доктор искусствоведения, профессор Е. П. Яковлева Алексей Анатольевич Бондаренко, директор Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов, заведующий кафедрой сохранения и музеефикации культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (Санкт-Петербург) Приветственное слово Елена Пантелеевна Яковлева, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) «Об актуальности театрального наследия Н. К. Рериха на современной сцене» Виктория Александровна Шуршина, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов «Об истоках сюжета и оформления балета “Весна священная”» Владимир Давидович Кантор, театровед, пресс-секретарь СПбГАТИ (Санкт-Петербург) «Архивные материалы из фондов СПбГМТИМИ о “Весне священной”» Ярослав Владимирович Васильков, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург) «О спектакле “Бенгальского театра” Г. С. Лебедева в Калькутте, 21 марта 1796 года» Юрий Васильевич Белов, заслуженный деятель культуры РФ, историк, краевед (Суздаль) «Взаимодействие театра, кинематографа и старинного города на примере Суздаля и его памятников» Ольга Игоревна Конькова,руководитель Центра коренных народов Ленинградской области, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Российского Этнографического музея «Создание этнического театра: принципы и компромиссы» Кофе-брейк. 12.30 – 13.00 Продолжение работы заседания. 13.00 –15.30 Ведёт – кандидат культурологии В. Л. Мельников Анна Александровна Савкина, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург) «Археологические прототипы в формообразовании Северного модерна. Проекты Н. К. Рериха по мотивам произведений урало-алтайского звериного стиля» Владимир Леонидович Мельников, кандидат культурологии, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов по научной работе (Санкт-Петербург) «Молитвенные горки Н. К. Рериха» Павел Иванович Кутенков,кандидат культурологии, докторант Северо-Западного научно-исследовательского института природного и культурного наследия (Санкт-Петербург) «Особенности яргических (не свастических) знаков в культурах старообрядцев. По следам экспедиции Н. К. Рериха» Ирина Ивановна Савосина, член Белорусского Союза журналистов, краевед, фотокорреспондент газеты «Толока» (Могилёв, Беларусь) «Родом из Мстиславля. Художник Абрам Маневич» Елена Пантелеевна Яковлева, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) «О проблемах русского искусства в журнале “Эксперимент”, издаваемого Институтом современной русской культуры в Лос-Анджелесе (США)» Ирина Владимировна Горина, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой общественных дисциплин Сосновоборский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Ленинградская обл.); Ольга Петровна Павлова,мастер-дизайнер коллекции «Северный модерн», член АИС, представитель Смольного института РАО (Санкт-Петербург) «Образы Северного модерна в дизайне костюма. Связь поколений в коллекции мастера Ольги Павловой» Стендовые доклады Василий Георгиевич Пушкарёв, кандидат культурологии, научный сотрудник Российского Этнографического музея (Санкт-Петербург) «Фольклорный театр в российской культуре: исторический аспект деятельности Экспериментального (Этнографического) театра (1923–1936 гг.)» Елена Валерьевна Самойлова, сотрудник Российского Этнографического музея, соискатель Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург) «Обетные кресты в культурных практиках северорусской деревни: традиции и новации (по полевым материалам 2008–2012 гг.)» Рабочая группа конференции: Е. А. Кантор, С. С. Куделькин, А. К. Мазаева-Каненга, Ю. Н. Куликова, М. Г. Михайлова, З. Г. Харченко ![]() Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 12.06.2013 в 07:12. | ||
![]() |
|