Рег-ция: 27.07.2004 Сообщения: 1,632 Благодарности: 4 Поблагодарили 11 раз(а) в 9 сообщениях | Из современных веяний и дискуссий. Показательно. Цитата: За что я люблю Америку? В газете “День” за 27.08.2003 года опубликована статья В. Шкоды под любопытным названием: “За что я люблю Америку?”. Давно известно, что богатых, сильных и здоровых все любят и хотят попасть под их крыло. При этом людей не интересует, как и благодаря чему разбогатеет человек или страна, их интересует, как используется это богатство. Немного истории. Великий президент США Д. Ф. Рузвельт думал над тем, как распорядится богатством Америки тот или те, кто придут ему на смену. “Они получат великое наследство – Победу. Они станут во главе богатой страны – ни одно государство в мире не накопило столько денег во время войны. Сумеют ли те, кто придет в Белый дом после меня, воспользоваться этим преимуществом во благо? Воспользоваться на пользу мира, во имя процветания “Дома добрых соседей”, а не для того, чтобы навязать человечеству свою волю”. Индустриальный потенциал Америки не только не пострадал во время войны, но и неизмеримо вырос, благодаря военным заказам. В конце войны на долю США приходилось почти две трети мирового промышленного производства, в том числе половина выплавки стали. Три четверти мирового запаса золота было сосредоточено в американских банках. Заветной идеей Рузвельта было покончить с историей, как летописью бесконечных войн, и начать новый мировой этап развития человечества. Он мечтал о добрых отношениях с Россией, о ликвидации колониальной системы на земном шаре. “Две великие страны – Америка и Россия должны поддерживать нормальные отношения”. (“Знамя”, №7, 1984, стр. 49). “Я содрогаюсь при мысли, что произойдет с человечеством, в том числе и с нами, если нынешняя война не закончится прочным миром и вспыхнет новая война, когда наши сегодняшние малыши достигнут призывного возраста”. (Из речи Ф. Рузвельта в Конгрессе США 7 января 1943 года). “От нашего союза с Россией, - говорил Рузвельт Гопкинсу, - зависит будущее не только Америки, но и судьба всего мира”. (“Знамя”, №7, 1984, стр. 71). Как же распорядились полученным богатством те, кто пришел на смену Рузвельту? 25 октября 1945 года президент Трумэн изложил двенадцать моральных принципов внешней политики США. Первый пункт этого заявления гласил: “Мы не имеем плана агрессии в отношении какого-либо государства большого или малого. Но бог вложил в руки американцев меч, чтобы они правили миром и отбросили коммунизм на задворки истории”. 19 мая 1945 года заместитель госсекретаря написал: “Если что-либо может быть вполне определенно в этом мире, так это будущая война между СССР и США”. На Берлинской конференции в июне 1945 года Трумэн сообщил Сталину о том, что в Америке создано новое страшное оружие. Предложение Советского Союза запретить использовать атомную энергию в военных целях делегацией Америки всякий раз отвергалось. В 1945 году был разработан план нанесения бомбовых ударов по Советскому Союзу. Удары не были нанесены только потому, что в Советском Союзе была создана атомная бомба, и велись исследования по созданию водородной бомбы. Чтобы подорвать экономику Советского Союза, Америка начала холодную войну. Приведенные факты говорят о том, что Америку не все любили и любят сейчас. Говоря о современной Америке, автор статьи справедливо указывает, что у нее многому можно поучиться: напряженно и честно трудиться, беречь рабочее время, ценить профессионализм, умению считать деньги и разумно тратить их. “Более 90% сайтов в Интернете – американские. Из двадцати лучших университетов в мире – семнадцать в США. За последние пятьдесят лет американские ученые 66 раз получали Нобелевскую премию”. Автор статьи “забыл” сказать о том, сколько ученых, выходцев из Украины и России, работали и работают в американских университетах, делая их престижными. В газете “Зеркало недели” за 6 сентября 2003 года опубликована очень интересная статья профессора Альберта Оганесяна “Волнорез для посредственностей”. Статья предварялась интересной информацией. Что “уровень подготовленности школьников и студентов из года в год падает – факт известный во всем мире. Кампания по пересмотру образования идет во многих развитых странах, включая США, Японию, Францию и Италию. Движение за реформу образования в США было начато в 1983 году правительственным докладом: “Страна в опасности””. Прошло почти двадцать лет и вот радио “Свобода” процитировало первую речь нового президента США Буша, где он назвал реформу образования приоритетной задачей, цель которой – научить детей к третьему классу читать (!). По данным национального исследовательского Совета США, американские студенты являются худшими из всех студентов индустриально развитых стран. Причиной этого Совет называет критическую нехватку квалифицированных преподавателей, специалистов в области естественных и точных наук. Эту нехватку американские вузы устраняют при помощи приема на работу ученых из России, Украины. А “великие” реформаторы образования считают нашу школу устаревшей и несоответствующей европейским стандартам. А ученых, окончивших эти школы, берут во всех странах нарасхват. В газете “Зеркало недели” за 6 сентября 2003 года опубликован доклад ректора НТУУ “КПИ” НАН Украины М. Згурского “Столетняя формула Киевской политехники” (к 105-летию основания КПИ и столетию первого выпуска инженеров политехников). В докладе академика названы десятки имен выдающихся ученых, создавших свои научные школы. Среди них М. Ф. Кравчук, внесший большой вклад в развитие отечественной математики, Архип Люлька, Борис Патон, Всеволод Голубинский, Сергей Королев, Игорь Писаревский и многие другие. Среди ученых КПИ много было и есть достойных Нобелевской премии. Так что, отдавая должное Америке в области науки, не следует забывать и о своих. Украина никогда не была бедной родственницей в области науки и научно-технического прогресса. Признаваясь в любви Америке, автор не очень любезен по отношению к истории своей страны. Он пишет: “В головах многих наших людей, а возможно уже и генах (в России таких людей больше!) закреплены стереотипы воинственности и подозрительности. Борьба, битва, война, фронт – базисные категории этого сознания”. Так воспитали этих людей. “Они жертвы информационной войны, которую вел тоталитарный режим против Америки – врага номер один”. Интересно, неужели уважаемый автор так был занят, что не читал газет и не смотрел американские фильмы “Красный рассвет”, “Звездные войны против России”, “Русская разведка” и др. Америка считала СССР врагом номер один а и направляла всю силу информационных средств против СССР. Посмотрите американские фильмы, которые демонстрируются на канале “1+1” и вы увидите, что американские чиновники не стеснялись говорить о войне против России. В Америке второй до мировой войны не употреблялись часто такие слова, как война, фронт, потому что после 1865 года на ее территории не было войны. В России не забывали слово война и враг, потому что на ее территории войны были постоянными. Гражданская война, интервенция, в которой самое активное участие американские солдаты, торговая война, экономическая война, война с Японией и, наконец, Отечественная война. Америка всегда воевала на чужой территории и часто чужими руками. Война с Японией продолжалась бы очень долго, если бы не помощь СССР. Информационная война ведется давно в разных формах, а жертвой ее, по словам автора, является правда. Что касается подозрительности, то ее достаточно и в Америке, об этом рассказывают наши специалисты, которые работают там не один год. Автор пишет: “Ненависть к Америке – это зависть ленивого и бедного к работающему и богатому. …в Америке культ – профессионализма, халтура там не проходит”. Вот этому надо учиться нашим людям и, прежде всего, тем, кто находится на политическом Олимпе. Важной чертой (достойной для подражания) американского образа жизни является законопослушание, которое формировалось на протяжении многих лет. В Америке есть три ценности: верховенство права, право голоса на выборах и независимость СМИ. На выборах президента Буша-младшего несколько было поколеблено право голоса. Комиссии пришлось очень долго и много раз подсчитывать и пересчитывать голоса, пока Гор не сказал, что признает победу Буша. Что же касается СМИ, то, как и во всех странах, они делятся на придворные и оппозиционные. Одно и тоже событие освещается ими по разному, например, отношение к Ираку, Ирану, деление стран на своих и чужих и др. Автор пишет, что для американцев характерно: “ …свободное постижение истины, как в науке, так и повседневной жизни. Европейской культуре чужда эта концепция знания. После античности европейская культура развивалась в соответствии с евангелистским призывом “идите и проповедуйте”. Есть носитель знания, и есть масса, нуждающаяся, по его мнению, в обращении. И эпоха Просвещения в принципе ничего не изменила. Место богослова или священника занял свободный мыслитель, но идея распространения знания, излучения знания от одиночки-гения к серой массе, осталась непоколебимой”. С этим рассуждением автора нельзя согласиться. Дело в том, что есть знания и есть знание. Одно дело, когда речь идет о практическом опыте, другое – о научных знаниях и выводах. Вряд ли человек усвоит самостоятельно теорию относительности или генетику человека, генную инженерию и другие науки, да и не каждый прагматичный американец может осмыслить самостоятельно эти науки. Да и вообще противопоставление Старого света Новому не целесообразно. “Самоочевидная для американцев истина – “все люди созданы равными”, означала, прежде всего, то, что каждый может свободно и ясно мыслить, полагаясь на собственный опыт”. Мышление, как известно, суверенно - никто не может заставить кого-то мыслить так или по-другому, но оно в тоже время и не суверенно, потому что зависит от уровня развития науки. События последних лет показали, что американское правительство требует от своих союзников мыслить так, как президент Буш. Никто не может подвергать сомнению мысль, что у Америки и американцев можно и нужно многому поучиться, но нельзя рассматривать Америку, как воплощение всего доброго и светлого. В ней есть все: и добро и зло, и уверенность в себе и самоуверенность, уважение к закону и культуре своей страны, и неуважение принципов общественной жизни других стран, борьба за свои национальные интересы и игнорирование национальных интересов других стран и др. Иными словами Америка многоцветна. Любить ее или нет, это дело каждого, кому что нравится, но зубоскалить по поводу американской культуры, характера американцев, как это делает юморист Задорнов, не надо. Характер людей, их привычки и традиции формируются в определенных исторических условиях, а кому не нравится их характер, не надо забывать мудрую пословицу: “В чужой монастырь со своим уставом не ходят”. На память американцам: “Противник, ищущий Ваши ошибки, полезней для Вас, чем друг, желающий скрыть их”. (Леонардо да Винчи) П. Иванченко, доцент, к-т ф.н., обозреватель фонда “Злука” октябрь 2003, Львов | |