![]() | #9 | ||||||
Рег-ция: 17.06.2008 Сообщения: 399 Благодарности: 11 Поблагодарили 68 раз(а) в 63 сообщениях | ![]() Ну что же. Раз начался нормальный разговор с использованием нормальной нормативной лексики, то теперь можно и поговорить. Цитата:
Итак принято в буддизме выделять три направления: ранний буддизм (последователи тхеравады очень не любят слово хинаяна), махаяну и тантрический буддизм (тантра, ваджраяна, учения тайной мантры и пр.). Это можно почитать даже на википедии ![]() Итак, что же пишет Торчинов в своих лекциях, доступных в сети? Читаем (если что - ссылка вот: http://anthropology.ru/ru/texts/torc...ddhism_07.html ): В начале второй половины I тысячелетия н. э. в буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна («Колесница»), получившая название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине — в Индии. Здесь надо сразу же сказать, что само слово «тантра» никак не характеризует специфику этого нового типа буддизма. «Тантра» (как и сутра») просто тип текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического». Если слово «сутра» означает «нить», на которую нечто нанизывается, то слово «тантра», образованное от корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «тра», означает основу ткани; то есть, как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых текстах, служащих основой, стержнем. Поэтому хотя сами последователи тантризма и говорят о «пути сутр» (Хинаяна и Махаяна) и «пути мантр», тем не менее они предпочитают называть свое учение Ваджраяной, противопоставляя ее не Махаяне (тантры всегда подчеркивают, что Ваджраяна суть «путь», яна, внутри Махаяны), а классическому махаянскому пути постепенного совершенствования, так называемой Парамитаяне, то есть Пути Парамит, или совершенств, переводящих на Тот Берег. То есть Ваджраяна противопоставляется именно Парамитаяне, а не Махаяне, которая включает в себя и Парамитаяну (достижение состояния Будды за три неисчислимых кальпы), и Ваджраяну (достижение состояния Будды за одну жизнь, «в этом теле»). В принципе есть несколько статей по поводу таких подразделений учений в буддизме. Они в какой-то мере доступны и не в академических кругах. И проходят семинары, на которых всё это разъясняется. При желании тоже могу вам дать ссылку на них, чтобы могли прослушать. Теперь что касается различных направлений в буддизме. Тут есть нечто забавное. В принципе та цитата,что вы привели - правильна во многом. Однако надо знать, что ни хинаяна, ни махаяна, ни ваджраяна - не однородны. Это первое (у вас ругают тантры, но не приводится четко описание или определение того что это такое, того что это вообще представляет собой, то есть делается навет без знания). В хинаяне было порядка 18-ти школ, как уже говорил. В мхаяне по типу описания реальности можно выделить две или три большие группы учений. В ваджраяне можно выделить либо две, либо четыре, либо шесть колесниц тантр, которые между собой несколько различаются в подходе к методам и воззрению. Любимая здесь Калачакра тантра относится к высшим учениям в ваджраяне и в частности к разделу аннутарайога-тантра или непревзойдённая тантра. Но она является не единственной высшей тантрой. В то время как скажем в школе ньингма есть еще два раздела тантр (пришли от Падмасамбхавы в основном), которые являются более высокими учениями. И тибетский буддизм сочетает в себе хинаяну (на уровне винаи), махаяну (на уровне воззрения), ваджраяну на уровне методов. Причём в тибетском буддизме и бон так было сразу. В чистом виде ни хинаяны, ни махаяны ,ни ваджраяны там не было. И даже если говорится, что скажем та же гелуг не практикует тантры, это нонсенс. В гелуг изначально практиковались и тантры и сутры. И Цонкапой, и до него, и после него. Цитата:
![]() Цитата:
![]() ![]() Цитата:
Цитата:
Цитата:
Давайте без общих слов. Ни у вас ни у меня нет столько свободного времени, чтобы тратить его впустую Остальное в личке | ||||||
![]() |
|