Цитата:
Сообщение от mika_il Ну а если так - один вынес из комнаты всю мебель и пребывает в пустоте. Другой - попросту не считает мебель препятствием и также пребывает в пустоте. Это одна и та же пустота для обоих случаев? Можно иметь собственность и не быть собственником? |
Это будем примером пространства и пустоты при сравнении махаяны (да и хинаяны) и ваджраяны. Или махаяны(хинаяны) и дзогчена. В силу различия методологии и воззрения. Первый вариант, пустая комната, соответствует личности без клеш, кармических препятствий, завесы познаваемого. И про две такие пустые комнаты можно сказать о том, чего в них нет. Нет омрачений. Поэтому архат, бодхисаттва (с седьмого или восьмого уровней), будда - подобны множеству пустых комнат. Можно сказать что они похожи, поскольку в них отсутствуют загрязнения. Но сказать что они одинаковы - нельзя, поскольку трудно сравнивать пространство и пространство.

Подобный пример приводил Шакьямуни на основании листьев дерева. Они и похожи и различны.
Как вижу идёт плавный переход в обсуждения подхода ваджраяны и ати-йоги