![]() | #488 | ||
Рег-ция: 02.06.2010 Сообщения: 2,936 Благодарности: 21 Поблагодарили 353 раз(а) в 283 сообщениях | ![]() http://spiritual.ru/lib/lamrim30.html Чже Цонкапа БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ (Ламрим-ченмо) Том II Этап духовного развития средней личности [С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома] (Всего 5 томов) Перевод с тибетского А. Кугявичюса Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг. Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЕ НУЖНОЙ УСТАНОВКИ 2. Метод взращивания заботы о Свободе I. [Размышление о страдании и его источнике] 2. Созерцание страданий А. Размышление об общих страданиях сансары (продолжение) 3. Размышление о трех [аспектах] страдания ........ §2 Размышление об [истине] источника, процессе погружения в сансару 1. Омрачение клешами Хотя для существования Круговорота необходимы два [фактора] - карма и клеши, главный - клеши. Ведь если нет клеш, хотя кармы накоплено и безмерно много, то, подобно тому, как не всходит росток из семени без влаги, земли и т. п., - росток страдания тоже не всходит: из-за отсутствия условий, содействующих карме. А если клеши есть, то, хотя бы и не было накопленной кармы, она сразу накопилась бы заново, и будущие совокупности [личности] были бы обретены (т. е. переродиться пришлось бы). Так же говорится и в "Толковании [логики]": "В другое рожденье не может швырнуть карма того, кто влечение к жизни преодолел навсегда. - Ведь иссякли содействующие ей условия." И далее: - "... а если жажда есть, приходится опять родиться". Поэтому весьма важно использовать противоядия против клеш, а поскольку это зависит от их познания, будем познавать клеши. А. Определение клеш 1. Общая характеристика В "Антологии Абхидхармы" сказано: "Клеши - это элементы, которые возникая [в потоке психики], создают беспокойство. То есть основная черта клеш - взбаламучивать поток психики." Согласно сказанному, [клеши] - это факторы, будоражащие душу своим возникновением. 2. Характеристика каждой из десяти клеш34 (1) Страсть - это привязанность к внешним и внутренним (т. е. мысленным) приятным, красивым объектам. Как, например, трудно удалить въевшееся в ткань масло, так же из-за [страсти], влекущей к своим объектам и растущей, - трудно от этих объектов отказаться. (2) Гнев - это озлобленное раздражение (нетерпимость) по отношению к существам, к [своему] страданию, к оружию, колючкам или другим вещам, причиняющим страдание; злонамеренность по отношению к этим объектам. (3) Гордыня - это опирающаяся на эгоцентрическое воззрение высокомерная трактовка своего и чужого как великого и ничтожного, хорошего и плохого (соответственно); самомнение. (4) Неведение Это омраченность от незнания, совершенной неосведомленности относительно Четырех истин, закона кармы, [Трех] Драгоценностей.35 (5) Сомнение - это колебание: "существует или не существует, есть или нет?" - по отношению к истинам и другим из [тех] трех. (6) Эгоцентрическое воззрение - это омраченность разума, взирающего на "прихватываемые" совокупности как на "я" и "мое"; как на себя и самость. [Буквальное] название "[превратный] взгляд на бренное скопление" дано для того, чтобы показать, что "субстрат" [личности], который представляется при этом [воззрении], является непостоянным и составным, а не постоянной и единой личностью, - ибо "бренное" равносильно непостоянному, а "скопление" - составному. (7) Приверженность к одной из крайностей - это омраченность разума, взирающего на "я" - в [реальность] которого он верит из-за эгоцентрического воззрения - как на вечное и непреходящее или же как на кончающееся с этой [жизнью], без будущего перерождения. ( ![]() - это ослепленность разума, верящего в непреложную истинность эгоцентрического воззрения, [одного из] крайних воззрений или совершенно ложного воззрения и всевозможных теорий, построенных на них. (9) Одержимость моральными правилами и аскетизмом - это омраченность разума, одержимого (1) правилами во избежание "аморального" и жесткими аскетическими предписаниями относительно (2) одежды36, (3) способа действия37, (4) тела38 и (5) речи39 - и полагающего, что эти [правила и предписания] очищают от греховности, избавляют от клеш и воистину спасают из сансары соответственные совокупности личности.40 (10) Совершенно ложное воззрение - это омраченность разума, отрицающего прошлую и будущую жизни, закон кармы и подобное или верящего, что первопричиной существ является Бог, Природа и подобное. Эти десять клеш описаны согласно "Антологии Абхидхармы", "Уровням йогической практики" и "Объяснению пяти совокупностей". Б. Происхождение [клеш] Если эгоцентрическое воззрение и неведение считать отдельными [клешами]41, то - подобно тому, как свернутую веревку в сумраке по неясности ее подлинного образа принимают за змею, - из-за мрака неведения, затемняющего подлинную сущность скандх, они ошибочно принимаются за "я"42, а отсюда возникают все другие клеши. Если же эти две [клеши] рассматривать как одно целое,43 то корень всех клеш - именно эгоцентрическое воззрение. То есть, когда из-за эгоцентрического воззрения цепляемся за "я", происходит разделение на "я" и "другие". От этого разделения возникают привязанность к себе и неприязнь к другим. От дум о себе рождается высокомерие, возникают воззрение о вечности или конце этого "я" - теория Атмана и подобное, а также вера в превосходство дурных деяний, связанных с теми [воззрениями]. К тому же возникают совершенно ложное воззрение - "не существует!" - по отношению ко Всемирному учителю, учащему о нереальности "я", к изложенным Им закону кармы, Четырем истинам, к [Трем] Драгоценностям или же сомнение: "существуют они или не существуют, есть или нет?" В "Толковании [логики]" сказано: "Если представление о "я" ты допускаешь, тотчас возникает представленье о "других". Если разделяешь: "я - другие", - возникают чувства неприязни и приязни, а от них появляются и все другие клеши." 3. Причины проявления клеш Их шесть: (1) Основа, то есть клеши как факторы подсознания44. (2) Воспринимаемое, то есть [внешние и мысленные] объекты, пробуждающие клеши. (3) Мирская компания, то есть неблагородные люди, плохие друзья, которым [невольно] подражаешь. (4) Лжеучения или слушание ложных учений. (5) Привычки или склонности, [сформировавшиеся] от прежней долгой дружбы с клешами. (6) Установки или приписывание [вещам и явлениям] характеристик "приятное" и "неприятное", цепляние за непостоянное как за постоянное и другие неправильные представления. Г. Пагубность [клеш] Проявляющиеся клеши прежде всего резко омрачают сознание и искажают восприятие, а также укрепляют [скверные] подсознательные склонности, влекут за собой сходные клеши; причиняют вред самому индивиду, другим и обеим [сторонам] вместе; порождают грехи этой жизни, другой и обеих вместе, приносят страдания [телу] и душевные переживания; создают [будущее] рождение и другие [из семи] страданий, удаляют от нирваны, отклоняют от добродетелей, изводят благосостояние, втягивают в сансару, отчего - уныние, горести, опасения; [клеши] повсюду сеют дурную славу; вызывают порицание Учителей, Защитников и других святых; из-за [клеш] приходится горько раскаиваться в смертный час, а после смерти - идти в дурную участь, не достигнув своей цели. И в "Украшении сутр" говорится: "Клеши вредят нам самим и другим существам, нашей нравственной силе. Слабость усердия, скудость даяний от клеш, упреки Хранителей, Учителей недовольство, злобность других, оскорбительные слова. А после смерти несвободные перерожденья, заслуг утрата добытых или возможных. Проистекает в итоге страшная мука в душе." И во "Введении в практику": "Как злоба и страсть и другие враги, подобные этим, способны, ни рук не имея, ни ног, ни отваги, меня покорять, превращая в раба?! Им стоит лишь только в душе появиться, кончаются радость и счастье мои. Терпимость к вредителям этим постыдна! Нельзя их терпеть, не стыдясь! Когда бы все боги и асуры разом врагами набросились на меня, они не сумели б столкнуть меня все же в Авичи, где адский пылает огонь. А эти враги многомощные - клеши способны мгновенно забросить туда, в то пламя, какое и гору Сумеру, сожгло бы дотла, не оставив золы. Мне клеши - враги со времен безначальных, по давности всех превосходят врагов. Другие любезными станут, друзьями, как только почтительность к ним проявить. А к сквернам почтение если проявишь, последствием будет страданье и вред." Осознайте объясненную здесь пагубность [клеш]. Устами Гонпавы: "Дабы отбросить клеши, необходимо осознать их пагубность, узнать их характеристики, причины проявления, противоядия [против них]. Когда осознана их пагубность, они рассматриваются как пороки, воспринимаются как враги. А если не осознать их пагубность, они как враги не воспринимаются. Поэтому следует поразмыслить над ее описанием в "Украшении сутр" и "Введении в практику"." И еще: - "А чтобы узнать характеристики клеш, следует прослушать Абхидхарму или хотя бы "Объяснение пяти совокупностей". Ознакомившись с главными и вторичными клешами, надо, как только в душе возникает страсть, гнев или какая-нибудь другая [клеша], - опознать ее: "Вот, возникла такая-то и такая [клеша]" - и сражаться с ней". Такое опознавание [клеш] и нужно. Примечания: 27. Дословно - "страдание в процессе становления". По сути, это полусознаваемое предчувствие конца приятного ощущения, после которого возникает уже страдание мучения (прим. перев.). Назад 28. Нейтральные омраченные ощущения (тиб.: zag-pa dang bcas-pa'i tshor-ba btang-snyoms). Назад 29. Т. е. страдания тела и души. Назад 30. Поскольку восьмое страдание (связанное с наличием совокупностей) - общее для всех уделов, оно здесь отдельно не рассматривается. Назад 31. То есть в уделе голодных духов - прет. Назад 32. Нагарджуна. "Послание к другу", 98. Назад 33. Там же, 101. Назад 34. Основных клеш - шесть. Десять получается, если одну из них - "омраченное мировоззрение" разделить на пять разновидностей (т. е. в данном списке - клеши 6-10). Назад 35. "Ба" отмечает, что это определение неведения дано согласно одной из школ Читтаматры - "Последователей свидетельства [Слова]" (тиб.: lung-gi rjes-su `bran-ba). Мнение Дхармакирти и мадхьямиков отличается. Назад 36. Одеяние аскета должно было содержать, например, такие детали, как бритая шкура антилопы (skra breg-pa'i gyang-gzhi), кости (keng-rus) и так далее. Назад 37. Например, стояние на одной ноге, повернувшись к солнцу. Назад 38. Например, постоянное умащивание тела пеплом или хождение голым. Назад 39. Например, соблюдение безмолвия (данное и три предшествующих примечания сделаны по комментарию "Ба"). Назад 40. Некоторые заблуждающиеся полагают, что упомянутые пять правил служат причинами освобождения пяти отдельных скандх. Назад 41. Мнение Асанги и йогачаров (прим. перев.). Назад 42. Т. е. возникает эгоцентрическое воззрение. Назад 43. Мнение мадхьямиков и Дхармакирти. Назад 44. Термин - "подсознание" или "подсознательные факторы" здесь следует понимать как "семена", непроявленные потенции клеш, а не в каком-либо психоаналитическом смысле: ибо в действительности никакого порога между "сознанием" и "подсознанием" нет, есть лишь "проявленные" и "непроявленные" явления, "сознаваемое" и "несознаваемое", "действующее" и "потенциальное" - противоположности, имеющие место опять-таки из-за эгоцентрического воззрения. Когда последнее пропадает, "личность" сознается как поток бытия (сантана) с "глубинными течениями" (прим. перев.). Назад Предыдущая глава Следующая глава Созвучные материалы: Этика в Тантре Падмасамбхава - о Ригпа Нагарджуна Махаяна ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ - глава 20 Круговорот бытия и механизм перерождения Tибетская книга великого освобождения (Тибетская книга мертвых) ["в "Четверосотнице": "Как врач не поддается гневу из-за действий того, в кого вселился злобный дух, так и на клеши Муни смотрит, понимая: "Ведь нет людей, свободных от аффектов-клеш!"" И наставник Чандракирти сказал: "Здесь вовсе не порок живых существ: здесь виноваты лишь присущие им клеши", - к такому выводу путем анализа придя, разумные сердито никого во зле не обвиняют."";"Знайте, что пренебрежение аналитическими созерцаниями с применением проницательности является пренебрежением этим и всеми другими великими деяниями бодхисаттв и поэтому - наихудшим препятствием наделению смыслом своего и чужого благоприятного рождения. Избегайте [его], как яда." (Узри Ману виновников предательств.)] | ||
![]() |
|