Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Наука и "лженаука" Цитата: ОБЩЕСТВО И НАУКА. Было бы непростительной глупостью сводить разговор о науке к поиску виновных и призывам к увеличению финансирования научной деятельности. Такое занятие бесперспективно. Как правило, правительства остаются глухими к этим призывам, а если и финансируют то не то, что нужно и не тех, кого следовало бы. Необходимо найти истинные причины ненормального отношения к науке и устранить их. В чем заключается эта ненормальность? 1. Под видом науки производится огромное количество ложных знаний и наукообразия. Крупицы золота настоящих знаний растворились в море интеллектуального мусора. Существует огромное количество подделок в науке. Человечество до сих пор не сумело создать фильтр, который отделял бы во всех областях деятельности надежные знания от ненадежных и ложных. До сих пор во всем мире нет ни одного информационного ресурса, в котором собирались бы только надежные знания, проверенные на пригодность их использования в практической деятельности. Все библиотеки мира и Интернет заполнены интеллектуальным мусором, в котором очень сложно найти то, что действительно пригодно к употреблению. Сегодня на самих читателей возложена работа, которая необходима для определения пригодности знаний к использованию их в практической деятельности. А это невероятно сложная, практически неподъемная работа для каждого потребителя. Современное общество утонуло в дезинформации. Интернет не решил проблему информации, а еще более ее усложнил. Созданы практически неограниченные лишь технические возможности ее передачи. Но, как это ни печально, по уровню качества информации общество не только ничего ни приобрело, но положение дел еще более ухудшилось. Известно, что избыток информации гораздо хуже, чем ее недостаток, поскольку вероятность использования ложной информации в практической деятельности значительно возрастает. Сложилась такая ситуация, при которой все всё знают, а успешно решать важнейшие проблемы не могут. Всезнайство поразило современное общество. Люди бессмысленно соревнуются, кто из них знает больше, а кто меньше. Этакая вселенская интеллектуальная игра в слова и фразы, оторванные от реальной действительности. Больше всех усердствуют в этой игре средства массовой информации, политики и государственные деятели. 2. Мотивом для научной деятельности в основном является социальная карьера – получение дипломов, званий, степеней и должностей. При таком мотиве исчезает фундамент, на котором только и может держаться производство надежных знаний, – научная и профессиональная честность. Честность оказывается большим препятствием для финансирования научной деятельности. Такой мотив заставляет людей, причастных к научной деятельности, отказываться от нее как от обузы. Современные условия в научной деятельности делают профессионально честных ученых менее конкурентоспособными. Современная система образования не предназначена для овладения учащимися надежными знаниями, так как учатся не для того чтобы знать, а для того, чтобы получать соответствующие оценки и дипломы. Отсюда и выражения: «прошли предмет» (и не заметили что-то полезное для себя), «сдали экзамен» (себе ничего не оставили). 3. Отсутствует понимание самого процесса производства знаний. Сложилось представление о научной деятельности, как о некоей игре ума. Хотя на самом деле производство надежных знаний – самый тяжкий труд, требующий громадного напряжения мозга. По напряжению его можно сравнить лишь с самоотдачей спортсменов в спорте наивысших достижений. Об этом прекрасно высказался русский физиолог И.Павлов в своей Нобелевской речи. «Первое свойство ума, которое я установил - это чрезвычайное сосредоточение мысли, стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь». К такой напряженнейшей работе мозга готовы только единицы, только настоящие ученые, а для других она оказывается не по силам. 4. В обществе укоренилось ложное представление о науке, как об инструменте, объясняющим поведение природы, человека и общества. Но объяснить все что угодно можно совершенно по-разному. Для этого не нужно напрягать мозги. Для объяснительства открыт большой простор ко всякого рода фантазиям, причем ничем неограниченный. Но в отличие от этого настоящая научная деятельность требует проверки всех возможных и невозможных вариантов на прочность и надежность, и выявления пригодного к употреблению, что представляет собой большую и напряженную работу. 5. Поскольку нет эффективного фильтра во всех областях деятельности, который пропускал бы только надежные знания, и отсеивал бы все остальное, то общество оказалось дезинформированным (в том числе и государственная власть) и не способным к активным действиям для решения важнейших проблем. А не имея достоверной информации, невозможно принять правильные решения. Отсюда и бесконечные споры, дискуссии при практически нулевом результате. Современное общество утонуло в дискуссиях, где каждый хочет выглядеть знающим. Отсутствует понимание того, что проблемы общества не предмет для дискуссий, а всего лишь мотив для поиска надежных знаний, без которых их невозможно успешно решить. Для решения проблем нужны не бесполезные дискуссии на различных форумах, конференциях, заседаниях, круглых столах, а организация напряженной работы по поиску новых знаний и проверке их на прочность и надежность, после которой не было бы сомнений для использования их в практической деятельности. Вывод: Без изменения отношения всего общества к науке у человечества не будет перспектив в своем развитии. Оно останется неразумным хищником на планете Земля, способным истребить все живое. | |