Цитата:
Сообщение от Iris Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Конечно, Гумилев излагал свою точку зрения на Махаяну, которая повторяла ошибки западной будологии того времени и даже "невежественные массы Тибета" никогда не считали нирвану "полным уничтожением". Другое дело, на сколько это влияет на выводы его концепций в целом? На сколько это важно? | На этом противопоставлении Гумилев создает целый раздел своей теории - понятие об антисистеме. И никто по существу не объяснил мне, насколько может быть истинной теория, построенная на ложных посылках... |
У меня сложилось впечатление, что у Гумилева посылки были как раз другие - это попытка обобщить некоторые выявленные им закономерности развития этносов и взаимопроникновения культур. А приведенные пассажи насчет христианства и буддизма - "притянуты за уши", дабы подкрепить некоторые готовые положения теории. На мой взгляд, подобные ходы в дальнейшем, к сожалению, привели в редуцированию многообразия этнического и культурного взаимовлияния к теории "системы-антисистемы" и далее - к некому "черно-белому" восприятию этногенеза. "Канонизация" же подобных теорий приводит в итоге к остановке научного поиска и исследований.