![]() | #3 | ||
Рег-ция: 19.09.2010 Сообщения: 89 Благодарности: 7 Поблагодарили 48 раз(а) в 37 сообщениях | ![]() Редна Ли, Цитата:
Я здесь отбросил всю рефлексию, связывающую изложение Маркса с обыденным пониманием вещей. Оставил, повторяюсь, только логический скелет. Логика Маркса в "Капитале" Маркс намерен вывести основные законы капитализма из элементарного понятия "товар" (точнее было бы назвать "абстрактный товар"). Это значит, что само понятие "товар" в начале теории дано как неопределенное непосредственное, а все закономерности капитализма еще скрыты в нем. И только последовательное развитие понятия "товар" раскрывает как характер капитализма, так и характер товара. Тем самым, понятие "товар" не содержит вне себя ничего капиталистического. Оно есть то, вне чего ничего капиталистического нет. Оно есть целое по отношению к капитализму, абсолютное бесконечное понятие (Гегель). Такое в себе целое допускает только бесконечное гегелевское отрицание. Понятие "товар" распадается на пару моментов, которые, с одной стороны, тождественны, с другой - противостоят друг друг - каждое не есть другое. Эти простейшие, противостоящие моменты понятия "товар" Маркс называет "потребительной стоимостью" (точнее было бы назвать "абстрактной потребительной стоимостью") и "меновой стоимостью" (точнее было бы назвать "абстрактной меновой стоимостью"). Каждый из этих моментов не способен к самостоятельному существованию - каждый существует лишь через другой момент и благодаря другому моменту. Меновая стоимость без потребительной товаром не является. Также не является товаром потребительная стоимость без меновой. Всякие попытки привязать к понятию "товар" нечто одно без другого противоречат определению товара Марксом. Размывают и размазывают его теорию, выводя ее за рамки теоретического изображения имманентного развития капитализма. Привносят в теорию чуждые ей элементы других экономических укладов. Логическая взаимообусловленность, постоянный логический взаимопереход моментов товара друг в друга образует некоторое логически динамическое целое. Если первоначальное значение понятия "товар" было непосредственым и неподвижным, то теперь это значение исчезает. Мы получам новую определенность понятия "товар", как динамический, движущийся в себе объект, опосредующий себя в себе своими моментами - потребительной и меновой стоимостью. Этот динамический объект, этот процесс становления товара из его абстрактной неопределенной идеи в нечто более конкретное и логически осязаемое, Маркс назвал "трудом". Тем самым, "труд" есть нечто динамическое, противоположное первоначальной статичности "товара", но в то же время труд есть возврат в абсолютное целое, и как форма абсолютного, есть то же, что и товар. Итак, "товар" и "труд" есть статическая и динамическая формы единого абсолютного целого. Во всех дальнейших построениях Марксом теории капитала мы будем встречаться с этим дуализмом, присущим капитализму: труд есть процесс возникновения товара, товар есть овеществленный, вступивший в материальное бытие, труд. Труд есть, с точки зрения его присхождения, абсолютное динамическое единство своих моментов - меновой и потребительной стоимостей. С другой стороны, будучи формой абсолютного, формой самодвижения, он, в свою очередь, при применении негации, распадается на пару моментов, которые тождественны друг другу по происхождению (каждый есть динамический переход меновой стоимости в потребительную и обратно), но столь же непосредственно противостоят друг другу, как противоположности (каждый момент не есть другой). Эти противоположные моменты труда Маркс называет "конкретным трудом" и "абстрактным трудом". Тем самым, процесс труда вообще, как мы его получили ранее, есть, при более близком рассмотрении, взаимоопосредование его имманентных форм, его моментов - конкретного и абстрактного. Эти моменты в процессе своей логической взаимообусловленности снимают себя друг в друге и снимают динамический характер труда вообще. То, что образуется в результате - новая форма абсолютного, причем форма статическая, тождественная в этом отношении с исходной неопределенной формой "товар вообще". Эту форму можно назвать наличным бытием товара, или конкретным товаром, вступившим в реальность через процесс труда. Итак, труд, с точки зрения своего результата, есть конкретное наличное бытие товара, есть единство процессов конкретного и абстрактного труда, есть овеществленный труд. Конкретный товар есть отрицание отрицания исходного абстрактного товара, есть определенный, опосредованный трудом, товар. В чистом капиталистическом обществе товаров без опосредования трудом - не существует. Как не существует и труда, не опосредованного товаром. Как известно, первая определенность наличного бытия есть его качество. А качество качества, т.е. безразличная качеству определенность, называется количеством. Наш конкретный товар теперь, с точки зрения диалектики, обладает качественной и количественной определенностью - определенным количественно качеством - конкретной меновой стоимостью, и определенным качественно количеством - конкретной потребительной стоимостью. Потребительная стоимость есть некоторое количество, имеющее только качественную определенность, вполне определенную полезность. Меновая стоимость есть качество, имеющее только количественную определенность, безразличную к полезности товара. Итак, статическая форма абсолютного - конкретный товар - также полагает себя в паре новых противоположных и тождественных моментах - в конкретной меновой и конкретной потребительной стоимостях. Будучи формой абсолютного, она обязана изменить свою статическую форму на противоположную, стать динамическим процессом. Эта новая динамическая форма, в которую вступает конкретный товар, называют обменом. Таким образом, обмен есть отрицание отрицания труда, т.е. также труд. Но если труд, определенный ранее, следовало бы назвать производительным, т.к. его продуктом является конкретный товар, то обмен, будучи противоположностью производительного труда и одновременно - трудом, является трудом непроизводительным. Обмен есть также столкновение тождества противоположностей - конкретных товаров, противостоящих друг другу как противоположности. В обмене, если без обмана, невозможно обменять только полезность на полезность или только стоимость на стоимость. Они неразрывно связаны друг с другом так, что составляют процесс взаимоопосредования: одно не существует вне, независимо и без другого. Поясню. Если обменивается холст на сюртук, то для владельца холста полезность этого холста заключена в его меновой стоимости. Полезность же сюртука для него заключена в потребительной стоимости сюртука. И наоборот: полезность сюртука для владельца сюртука заключена в меновой стоимости сюртука. А полезность холста для него заключена в его потребительной стоимости. То, что в глазах продавца, есть потребительная стоимость его товара, то в глазах покупателя есть его стоимость. И наоборот, то, что в глазах продавца есть стоимость его товара, то в глазах покупателя есть потребительная стоимость. В обмене каждый товар есть потребительная стоимость для себя как меновая стоимость, и есть стоимость для другого как потребительная стоимость. Эквивалентность обмена есть, с одной стороны, обмен полезностями (меновой стоимости на потребительную), с другой - обмен стоимостями (потребительной стоимости на меновую). Как видим, в процессе обмена одно и то же (полезность) выступают в одно и то же время в одном и том же отношении обмена в противоположных формах (меновая и потребительная стоимость) для обоих контрагентов. Аналогично ведет себя тождественность обмена стоимостями. Таким образом, в обмене снимается конкретность товара. Единственное, что остается и является характеристикой обмена и его непосредственным результатом - непосредственное единство стоимости и потребительной стоимости. Это статическое единство, в которое переходит динамический процесс обмена, есть снова товар, но товар, вернувшийся к своей непосредственности, товар в-себе и для-себя, - деньги. Примерно так. Понимаю, что этому эссе следовало бы предпослать изложение основ логики, но... Интернет это изложение скушал. Вернусь к нему как-нибудь позже. Если будет интерес. Здесь хотел бы обратить Ваше внимание на чередование шагов анализа и синтеза. Эти шаги следуют друг за другом и взаимообуславливают друг друга. | ||
![]() |
|