![]() | #2 | ||
Рег-ция: 02.10.2003 Адрес: Украина, Харьков Сообщения: 6,164 Благодарности: 5 Поблагодарили 31 раз(а) в 29 сообщениях | ![]() Зинаида Григорьевна Фосдик об Н.К.: ВСТРЕЧА С МОИМ МАСТЕРОМ. Я верю, что в жизни каждого человека есть одно выдающееся, необыкновенное событие, которое часто полностью меняет всю его жизнь, направляя ее в новое русло, о котором он ранее и не мечтал, - словно если бы одна жизнь в этот момент закончилась, а новая началась. Именно это случилось со мной в тот день, когда я встретила Николая Константиновича Рериха. Первая в Америке выставка работ этого всемирно известного художника должна была состояться в Нью-Йорке зимой 1920-21 года. В прессе ежедневно печатались рассказы об этом великом художнике и его успехе в европейских столицах, за пределами его родной страны России, где он пользовался заслуженной славой. Я знала, что открытие наверняка будет чрезвычайно многолюдным, и колебалась, идти ли мне на открытие и не лучше ли посетить выставку на следующий день. Однако, как будто притянутая какой-то мощной силой, я решила пойти на открытие. Позже я читала в газетах, что пришедших в первый день было около десяти тысяч, однако всё, что я почувствовала, войдя в залы галереи, был огромный, величественный мир с великолепными горами, лазурным небом, облаками, напоминавшими образы иного мира, - необыкновенно мирная, гармоничная, неописуемо прекрасная держава, совершенно новая для меня. Я стояла перед "Сокровищем Ангелов", "Русью Языческой", "Экстазом" - тремя огромными полотнами сверхчеловеческой красоты и покоя, которые только великий мастер, сроду Леонардо да Винчи, мог задумать и воплотить в красках. В моём восприятии толпа отхлынула, затихла. Я стояла лицом к лицу с Бесконечностью - с первым человеком, строящим себе жилище, поклоняющимся божественным образам и приближающимся к Богу. Великие просторы космического масштаба, горы, водные потоки, массивные скалы, земные и небесные вестники, смиренные святые и герои населяли мир Рериха, который он в свою очередь отдавал людям с той щедростью, которая отличает истинно великих в искусстве. У меня перехватило дыхание, слезы подступали к глазам, мысли и чувства переполняли сердце. Мой до того момента замкнутый мир уступал место другому - миру неземной Красоты и Мудрости. Из моей поглощенности этим великим миром меня вывел кто-то из знакомых, который настоятельно хотел познакомить меня с художником. Я пошла, почти против воли, только теперь заметив огромные толпы людей и думая, насколько усталым и безразличным должен быть сам художник, глядя на тысячи лиц, встречаясь с людьми, которых он тут же, немедленно забудет. И вот он сам - среднего роста, с полными света голубыми глазами, остроконечной бородкой, благородной головой, излучающей какую-то невидимую благожелательную мощь, и с необыкновенно проникновенным взглядом; казалось, он мог увидеть глубину человеческой души и найти самую её суть. Рядом стояла его жена, Е.И.Рерих - настолько красивая, что захватывало дух. Меня представили, я услышала их голоса, говорящие со мной с улыбкой, на нашем родном языке, и, к своему удивлению, как во сне, я услышала их приглашение прийти ним в гости в этот же вечер в Отель художников. Все переживания этого дня, сильнейшее впечатление, произведенное на меня великим искусством, - все это оставило меня в состоянии как бы тумана. Я приняла приглашение, удивляясь только, почему меня пригласили. Незнакомая им и тем не менее удостоенная приглашения посетить великого художника и его не менее великую жену (я это чувствовала, глядя на неё), я едва могла дождаться вечера. Когда я вошла в большую студию и была принята с прекрасным гостеприимством, так естественно присущим русскому характеру, меня ждало много других, не менее удивительных сюрпризов. Этот великий человек и его жена приняли меня так, как будто знали меня! Более того, они начали говорить со мной о своих планах на будущее, их миссии в Соединённых Штатах и о том, что должно было последовать далее, в то же время выражая глубокий интерес к моей музыке и преподавательской работе. И что самое удивительное, наши пути должны были слиться; работа распространения искусства и знания среди молодежи Америки должна была ближе связать меня с ними! В этот же самый вечер были заложены идеи общей работы - создания первой из наших организаций, основанных проф[ессором]Рерихом, - Мастер Школы Объединенных Искусств. За ней должны были последовать другие культурные центры: Кор Арденс, Корона Мунди и позже Музей Рериха, Пресс-центр Музея Рериха, многочисленные Рериховские общества и другие организации. Этот вечер стал началом моего ученичества, которое впоследствии переросло в духовное ученичество под руководством Николая Константиновича Рериха, в теснейшем сотрудничестве с ним и Еленой Ивановной Рерих. Но самой глубокой радостью в этот первый вечер нашей встречи было осознание того, что я нашла своего Мастера. С самых первых слов, сказанных им, исполненных глубокой мудростью и говорящих мне всегда так мягко и просто, я почувствовала и узнала в нем благородного Вестника, посланного к людям, чтобы устремить их сердца и души вверх, вдохновить их на поиски истинного знания и научить их быть твердыми и бесстрашными в этом поиске. Его мудрость была одновременно земной и небесной, полной сочувствия и всегда облегчающей страдания тех, кто приходил к нему. Он никогда никого не умалял, - наоборот, он возвышал человеческие души, находя даже в самом малом сознании зерно добра. Как мне объяснить словами все, чему он учил меня? Вспоминая все эти годы, когда я внимала его великой мудрости, училась в ежедневном контакте с ним, как обращаться с людьми в конфликте и печали; как прощать, но не идти на компромисс; как чувствовать радость, в то же время не закрывая глаза на действительность; как любить Красоту, принимая её как одно из высочайших достижений человеческого духа; как познавать и почитать Великих Учителей человечества, - я могу только повторить, что для меня было высочайшим счастьем и удачей найти моего Учителя в этой жизни. Божественные помощники человечества, всегда полные сочувствия к нам, посылают нам время от времени своих посланцев, которые с радостью выполняют этот сверхчеловеческий акт самопожертвования - служить людям и, насколько возможно, отвращать разрушение, причиняемое человеческой несправедливостью. Таким посланцем был Николай Константинович Рерих - Мастер для меня, Учитель для многих. Его чистое и благородное искусство можно найти сегодня во многих музеях и частных коллекциях мира. Написанные им труды переведены на разные языки и читаются множеством искателей Красоты и Мудрости. Он объединил в себе всеобъемлющие знания древнего мудреца и синтез гения - в одном лице художник, философ, писатель, ученый, исследователь и владелец огромной державы идей, глубина которых простирается далеко в будущее. Радостно приветствовал он добрые души и замолкал, когда зло проявлялось в его присутствии. И по этому молчанию можно было научиться распознавать приближающееся зло. Быть близким к Николаю Константиновичу Рериху было похоже на обучение в нескольких университетах одновременно; это было как погружение в океан великого прошлого, в историю человечества; это было как стремление к сверхземному знанию и попытка предугадать судьбу рода человеческого, живя еще в настоящем течении эволюции. Он знал все это сам и всегда помогал другим, стремившимся к знанию, приподнять завесу, когда и насколько это было возможно. Ищущим его он приносил радость, здоровье, гармонию и мир, потому что он излучал все это. Мой Мастер вечно жив. Он учил меня, что смерти нет, нет конца, - есть только Вечность. Мне было дано в этой жизни редкое счастье: встретить Великую Душу, Мастера, и получить разрешение стать его ученицей. С невыразимой благодарностью в сердце я надеюсь следовать по его стопам. Я знаю, что снова встречусь с ним в вечном течении жизни. З.Г.Фосдик Нью-Йорк, 7. VII. 1948 | ||
![]() |
|