![]() | #23 | ||
![]() Андрей, Вы просили критического подхода? Он есть у меня ![]() При всех достоинствах работы она почти не раскрывает тему "Нормы социального общежития: из прошлого в будущее". Вы тоже озаглавили свою статью - "От настоящего к будущему". Очевидно, переход как таковой Вы не обсуждаете. А вот что скрывается за фразами "со временем", "когда нибудь", "наступит момент"? Сколько времени должно пройти и КАК оно должно пройти, чтобы представленное Вами "райское" общество установилось? Конкретнее, вот мысли, которые я думал на социологические темы. 1. "Конец света" (Очищение, всеобщий катаклизм - как вам удобнее) вот-вот произойдет (по крайней мере, все пророчества, знаки, исследования ведут к этому). Разрушены средства производства, коммуникации; люди слабы и разрозненны. Выжили далеко не лучшие, а просто те, кто выжил. 2. Общество никогда не было однородным. Ни поинтересам, ни по системе ценностей, ни тем более по глубинной мотивации. Даже самая прогрессивная, эволюционная социальная структура (теократия) обязана помнить об этой неоднородности и создавать условия для существования разных, по сути чуждых друг другу групп людей. Из этого многое следует: невозможность единого для всех образования, совместного проживания и пр. Даже у Ефремова в его почти райском обществе нашлось место острову Забвения - месту для других. В нашем случае ДРУГИЕ будут значительно ближе. И их никакими прекрасными законами и правилами НЕ ИЗМЕНИШЬ - в каком бы возрасте они не находились. Значит, должны быть некие законы, предусматривающие такие поступки человека как ненависть, злоба, зависть, желание вещей, благ и удовольствий и др. Человек шестой расы - не небожитель. Он подвержен искусам, в некоторых вещах по-прежнему очень слаб и неосведомлен. 3. Величайшая ошибка русских советских коммунистов - идеализация общества. Поэтому и можно говорить, что рухнул не прекрасный соц. строй и рухнула не коммунистическая идея, а потеряла власть над людьми гигантская гипнотическая машина, подавляющая (и не способная исправить!) мещанскую природу многих и многих граждан целой страны. Поэтому, говорят, кто не очаровывается - тот не разочаровывается. 4. Много ли взяла молодая четвертая раса от разрушенной Лемурии? Много ли мы знаем о эстетике, быте, технологиях атлантов? Много ли шестой расе достанется в наследство от нас? Полагаю, такая цепь "дискретного забвения" еще продлится какое-то время. По крайней мере пока солидное число людей не станут помнить свои прошлые жизни. Это моя догадка - не больше. Но она заставляет максимально включать фантазию и выключать категоричность, когда говорим о новых социальных институтах. Ну например, школа как институт образования существовать будет, а как таковое отдельное здание школы - возможно и нет ![]() 5. Первый арийские пастухи, эти "бродяги и бездельники", уже были представителями новой эволюционной пятой расы - по отношению к важному, мощному, изысканному Китаю. Так ли очевидно поначалу было это преимущество? И в чем, собственно, оно выражалось? Первые представители шестой расы - как они будут выглядеть на обломках нашей цивилизации? КАК будут закладываться основы того общества, какое обрисовали Вы, Андрей? 6. Далеко не все общество будущего (возможно, лишь малая его часть) - результат эволюции непосредственно землян. Можно предположить, что 6-я раса, получившая свое развитие в предыдущем планетном круге, и будет вскоре воплощаться на законных основаниях. Если сделать такое допущение, очевидно, многие люди будут как настоящие белые листы, лишенные всякого земного опыта и наделенные лишь соотетственными развитием духа и мотивацией. Как-то надо считаться с ними. Кстати, это предположение частично объясняет, почему расы так мало наследуют у предшественников: духи-то новые совсем! 7. Общество по своей природе традиционно и консервативно. При этом движут его вперед именно изгои, маргиналы. Тоталитаризм, демократия устроены так, чтобы маргиналов не было вообще. Поэтому они принципиально нежизнеспособны на долгое время. Но даже теократия может стать слишком косной (это и случается, как правило), ЕСЛИ только в ее структуре нет механизмов, подспудно поощряющих инакомыслие (или определенные его виды), даже если официально их существование и не приветствуется. В частности, понимание этих механизмов помогает объяснить "ослиную несдвигаемость" современного образования: школа - главный оплот традиционности, консерватизма и даже реакции, она поставляет винтики в работающий механизм, и механизм поэтому очень оберегает ее устои. Поэтому сейчас мы и мечемся, как мистер Питкин, в тылу врага, и нам противостоит не чей-то злой гений, а весь механизм конца 5-й расы. Вот такие пока мысли. Они скорее обращают внимание на другие стороны социума, чем противоречат сказанному Андреем. Я бы только, в рамках позиции "из прошлого - в будущее" высказал такую общую мысль: На первых порах законы общежития должны быть такими, чтобы жизнь человека с новым сознанием содавала ему всяческие преимущества (свободное время, возможность продолжать образование, развиваться и пр.), а невыполнение законов однозначно приводило бы человека к ограничению свобод и возможностей. То есть "коммунистический" принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям" на первых порах категорически нельзя будет применять. "На первых порах" - это одно-два поколения. А может и одно-два столетия. Не так уж мало, чтобы мы об этом времени не думали. И еще по стилю изложения материала. Предложил бы сводить в списки, таблицы и другие структуры всё, что только можно, отказываться от описательных фраз и конструкций. Это сжимает объем материала, делает его более конкретным и прозрачным. В том числе и для критики ![]() Вообще, на мой взгляд, роль художественных средств языка будет всё уменьшаться. Как передача мысли кратка и информативна, так и язык, выступая в роли средства передачи знаний, будет избавляться от "рюшиков" и "оборочек". Осмелюсь утверждать даже, что язык книг Агни Йоги иногда более эмоционален, чего того требует предмет изложения - и это продиктовано именно тем, что читаем это сейчас мы - люди все еще пятой расы, существа многоэмоциональные и страстные ![]() Для развития мыслей по поводу новых общественных отношений рекомендую почитать Ницше, "К генеалогии морали". Там есть, конечно, свои загибы, но зато очень заставляет мозги шевелиться ![]() Для затравки вот выдержка о наказании. Чтобы по меньшей мере составить представление о том, сколь ненадежен, надбавлен, побочен "смысл" наказания и каким образом одна и та же процедура может использоваться, толковаться, подготавливаться в принципиально различных целях, здесь будет дана схема, которая сама предстает мне на основании сравнительно малого и случайного материала. Наказание как обезвреживание, как предотвращение дальнейшего урона. Наказание как возмещение в какой-либо форме убытка потерпевшему (даже в виде компенсации через аффект). Наказание как средство изоляции того, что нарушает равновесие, во избежание распространяющегося беспокойства. Наказание как устрашение со стороны тех, кто назначает наказание и приводит его в исполнение. Наказание как своего рода компенсация нажив, услаждавших дотоле преступника (например, когда он используется в качестве раба на рудниках). Наказание как браковка выродившегося элемента (при случае целой ветви, как это предписывает китайское право: стало быть, как средство сохранения чистоты расы или поддержания социального типа). Наказание как праздник, именно, как акт насилия и надругательства над поверженным наконец врагом. Наказание как вколачивание памяти: тому, кто подвергается наказанию - это называется "исправлением", - либо свидетелям казни. Наказание как уплата своего рода гонорара, оговоренного со стороны власти, которая оберегает злодея от излишеств мести. Наказание как компромисс с естественным состоянием мести, покуда последняя отстаивается еще могущественными родовыми кланами и притязает на привилегии. Наказание как объявление войны и военная мера против врага мира, закона, порядка, начальства, с которым борются как с опасным для общины существом, как с нарушителем предпосланного общиною договора, как с неким смутьяном, изменником и клятвопреступником, борются всеми средствами, сродными как раз войне... Этот список наверняка не полон; очевидно, что наказание перегружено выгодами всякого рода. Прошу прощения за то, что на форуме бываю редко и не регулярно - инет у меня очень медленный и дорогой ![]() | |||
![]() |
|