![]() | #9 | ||
Рег-ция: 03.10.2008 Сообщения: 3,035 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 222 Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях | ![]() Изящество и очарование Индии Чувства путешественника всегда на стороне народа, порабощенного иноземными завоевателями. «Слишком занятые положительными интересами, англичане нисколько не наслаждаются тем, что составляет роскошь, изящество и очарование Индии. Для них все это кажется пошлым и обыкновенным. Вообще они презирают все, что не укоренено в предрассудках их отечества, все, что не сходно с привычными им понятиями…»В Петербурге в начале 1874 г. открылась выставка работ знаменитого русского живописца Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), тогда еще молодого художника. Были представлены картины туркестанской серии, явившейся творческим результатом двух поездок Верещагина в Среднюю Азию. Выставка имела небывалый успех. Художник получил громкую известность и всеобщее признание своего таланта. Еще не закончилась выставка, а Верещагин уже начал готовиться в новое путешествие - в Индию. Долгие зимние вечера проводил художник в Публичной библиотеке в Петербурге, изучая литературу, посвященную Индии. Большую помощь Верещагину оказывал выдающийся искусствовед В. В. Стасов, подбирая необходимые книги и пособия. «Придя в публичную библиотеку,- говорит Стасов, - Верещагин… рассматривал целую груду у меня громадных и чудесных атласов Китая, Тибета, Сиама, Индии - это он приготовлялся к путешествию, пресерьезно, конечно, как ни один русский художник». Летом 1874 г. Верещагин вместе с женой Е. К. Верещагиной прибыл в Индию. Ехали они через Одессу, Константинополь, Александрию, Суэцкий канал. В письме к П. М. Третьякову в июле художник писал, что он в Бомбее начал работать, но жара и духота просто душат. Вскоре Верещагин переехал в Агру, где прожил несколько месяцев. Мраморные мечети и гробницы в этом городе и его окрестностях живописец увековечил на своих полотнах. Путешественника тянуло в горы. Он задумал посетить маленькое княжество Сикким. В этом районе на севере Индии поднимаются высочайшие вершины Джомолунгмы (Эвереста) и Канченджанги. До г. Дарджилинга, у восточных границ Непала, художник со своими спутниками добирался по железной дороге, затем на пароходе по Гангу и, наконец, верхом на лошадях. Вблизи гор дорога проходила через тераи - болотистые джунгли, где водились тигры и дикие слоны. В одном месте Верещагин был свидетелем поимки дикого слона. Художник тут же зарисовал его, стреноженного и привязанного к дереву. Не задерживаясь подолгу на одном месте, путники продолжали свое путешествие, пока не прибыли в Дарджилинг. Новый, 1875 год встречали в Гималаях. В поисках натуры художник предпринял восхождение на склоны Канченджанги. «Уж очень хороши эти горные шири и выси, покрытые льдом и снегом»,- вспоминал путешественник. Из путевых заметок, составленных женой художника, видно, как доставались Верещагину его индийские зарисовки и картины. Писать этюды приходилось в самых ужасных условиях. Сказывалась большая высота. Художник был так слаб, что двое проводников помогали ему входить на гору, с которой он писал. Солнце жгло голову и спину, а на груди от дыхания собирался лед. Пальцы от холода едва могли держать палитру и кисть. Жалобы на сильную головную боль Верещагин перемешивал с восхищениями от окружающих масс снега, голубизны неба. В таких условиях он проработал целых три дня. «Лицо его так опухло, - рассказывает жена живописца, - боли в голове так усилились, что он, наверное, умер бы, если бы мы остались там еще дольше». Картина «Гималайские вершины» была выполнена Верещагиным по этюдам с натуры, написанным во время поездки в Сикким. Художник посетил Тумлонг, тогдашнюю столицу княжества, останавливался в буддийских монастырях, используя каждый удобный случай для своих этюдов. Он пишет виды местности и животных, здания и всякие украшения, изображения богов и типы жителей. Собрание этюдов, эскизов и рисунков карандашом после путешествия в Сикким значительно пополнилось. По окончании поездки в горы путешественники вернулись в Дели. Отправив в Петербург часть этюдов и этнографические коллекции, Верещагин собрался вскоре в другую поездку. «Я теперь в Агре, уезжаю в Кашмир. Уж и жарища же здесь», -пишет он Стасову в письме от 24 апреля 1875 г. Путь до Сринагара лежал через Джамму. Из столицы Кашмира Верещагин совершал экскурсии на Вуларское озеро. Дальнейший маршрут шел в Лех. Снова начались переходы через горные реки и перевалы. Через проход Зоджи перевалили Гималаи и вышли к быстротекущему Инду. Несколько переходов, и путники прибыли в столицу княжества Ладакх. К трудностям дороги прибавились приступы лихорадки, начавшиеся у Верещагина, и болезнь жены. Ее часто приходилось переносить в паланкине, сооруженном из ящиков. Верещагин продолжал неутомимо работать. В одном месте ледник, спустившийся в долину, запрудил реку, которая прорыла себе путь в туннеле. Художник создал с натуры этюд «Туннель в ледяном обвале». На стоянке в затерявшемся в горах селении Верещагин написал с позировавшей ему женщины портрет «Пятимужницы». Появлялись все новые и новые зарисовки. | ||
![]() |
|