Старый 13.07.2009, 12:13   #129
АлексУ
 
Рег-ция: 05.02.2004
Сообщения: 1,622
Записей в дневнике: 6
Благодарности: 27
Поблагодарили 152 раз(а) в 91 сообщениях
По умолчанию Ответ: Обращение Юрия Линника

Игорь, да Вы не горячитесь… Мы ведь с Ригзеном с Вами не воюем, мы просто пытаемся изложить свое понимание, в чем-то отличное от Вашего. Вы лучше внимательно прочитайте и вдумайтесь в то, что пишут Ваши оппоненты. У нас с Вами гораздо меньше точек расхождения, чем с Росовым. Наоборот, есть общие моменты понимания, - например, что новое строительство в Азии должно было происходить постепенно, естественным мирным путем. И что малым зерном, началом этого строительства могли послужить планировавшиеся Рерихами кооперативные построения в том регионе. Или Вы с последним не согласны?

Но давайте еще раз пройдемся по спорным вопросам.

Цитата:
Сообщение от Игорь Л. Посмотреть сообщение
Цитата:
Сообщение от АлексУ Посмотреть сообщение

У Вас наблюдается некоторое смешение разновременных планов и намерений — того, о чем писалось в Дневниках 24-25 гг., и того, что писалось Е.И. в письмах Рузвельту в середине 30-х годов. …

Записи 20-х годов и письма Е.И. рузвельту в 30 - е годы связаны одним Планом. Это - звенья одной цепи. Это же - понятно!

Создание нового государства или создание союза существующих государств - вопросы второстепенные в уяснении того, что деятельность Рерихов как Посланцев Братства предполагала изменения в политической ситуации в мире. Ибо рождение нового союза это новая политическая сила, новая политическая ситуация.

Можно ли называть Свящ. Союз Востока, или Штаты Востока государством - отдельная тема. Е.И. Рузвельту написала ясно - новая Держава, а не кооператив по сбору трав или чего-то ещё.
Хорошо, я выделю в приводившейся ранее цитате из письма Е.И.Рерих Рузвельту другие слова. Для лучшего понимания:
Цитата:
Предвидится союз народов Азии, и объединение племен и народов будет происходить постепенно,...
Во-первых, слово «предвидится» говорит о том, что это прогноз Махатм, а не их План по строительству нового государства. Прогноз, исходящий из знания существующей ситуации. Это не исключает возможности того, что Махатмы, через своих учеников, – не обязательно Рерихов, - могли прилагать какие-то усилия к осуществлению этого прогноза. Непосредственное участие Рерихов в осуществлении этого прогноза вообще не просматривается – ни из писем к Рузвельту, ни из Дневников того периода (34-35гг.), ни из обстоятельств их жизни и деятельности.
Во-вторых, слово «постепенно» говорит об естественности этого процесса образования Союза народов Азии – а отнюдь не об искусственном построении нового государства.

Итак, подчеркну еще раз: создание нового карликового (всего 10 миллионов населения!) государства в середине 20-х годов, - что предполагаете из Дневников Вы, - и прогноз о естественно складывающемся союзе существующих государств ( кстати, с населением под миллиард человек) Азии в середине 30-х – это две совершенно разные вещи, и по времени, и по границам, и по масштабам. Не надо их искусственно связывать друг с другом.
Могли ли Рерихи как-то способствовать созданию этого Союза в середине 30-х? Да, могли. Например, создав себе во Внутренней Монголии плацдарм в виде сельскохозяйственного кооператива, построив Город Знания, стать центром распространения Учения и воздействовать на сознания народов естественным духовным путем. Для этого Рериху надо было стать духовным водителем, а не политическим руководителем мифического карликового государства.

И здесь я отмечу еще один пункт нашего расхождения, а на мой взгляд, Вашего недопонимания приоритетов в деятельности Рерихов. Предполагаемое Вами «изменение политической ситуации в мире» - есть как раз таки момент второстепенный и служебный по отношению к главному направлению усилий Учителей и, соответственно, Рерихов – эволюционный сдвиг сознания человечества через Учение Живой Этики. Этой цели были подчинены все практические усилия Рерихов, и создание государственного или промышленного образования, - если бы оно состоялось, - служило бы тоже только для главной цели – более свободного распространения Учения, плюс практическая демонстрация заложенных в Учении основ общинного социального устройства. Но, повторю, с основным прицелом на Россию, а не на буддийские страны Азии.


Цитата:
Цитата:
Сообщение от АлексУ
Из цитаты не видно, в каких границах и в какие сроки произойдет "рождение нового государства". Тем более не видно, какое участие примут в процессе этого рождения Рерихи.
Посмотрите тему внимательно, Я уже отвечал на подобные вопросы и приводил цитаты.
Я внимательно читаю всю тему. В приводившихся Вами цитатах ничего о сроках не сказано, и сказано быть не могло. По одной простой причине – План должен был осуществляться последовательно, и построение какого-либо нового государственного образования было возможно только после осуществления первоначальных шагов – например, создание кооператива в том регионе. Но поскольку и первые шаги осуществить не удалось – то не могло быть и речи о сроках последующих шагов.
А создание кооператива зависело от доброй воли крупных мировых Держав – в середине 20-х от Советской России, в середине 30-х от Америки. Ригзен о втором случае Вам уже подробно все расписал. Я, чуть позже, попробую пофантазировать на мотивы первого случая.

Про участие в этом процессе Рерихов в приводившихся Вами цитатах сказано весьма отрывочно и завуалировано, чтобы делать какие-либо выводы.

Цитата:
Цитата:
Сообщение от АлексУ
Далее, неразумно из одного упоминания Монголии - "Вижу путь на Мон[голию]" - делать вывод о границах нового государства на территории Монголии.
Неразумно упорствовать в отрицании очевидного.
Вас смущают границы, то, что они определяются здесь лишь границами Монголии? Или Вы вообще возражаете против того, что здесь речь идёт о территории Монголии? А упоминание в цитате буддийских лам в некой Мон. ни на что не наводит?

Вот ещё раз специально для Вас:

Цитата:
15.VII.1924.

Потом посидим, пусть Удрая встанет.

Учу понять значение данного плана, считаю, надо иметь при себе музыку духовных маршей, также подумайте о гимнах. Негоже создавать Кар__ под звуки старой пошлости. Знаю уже четыре случая, когда Монголия услышит свой гимн. Создание Кар__ и объявление свободы М[онголии], затем битва на перевале, затем торжество послов, затем обнародование Св[ященного] С[оюза] В[остока] в Зв[енигороде].


Здесь уж без сокращения, прямым текстом - МОНГОЛИЯ.
Я возражаю против того, что в середине 20-х годов планировалось построение нового государства на территории Монголии.
Во-первых, по причине отсутствия конкретных практических шагов со стороны Рерихов в этом направлении в те годы. Я Вас об этом уже спрашивал – знаете ли Вы что-то о таких практических шагах – Вы ответили отрицательно, и опять смешали в кучу два разновременных проекта и Рузвельта.
Повторю, при попытке осуществления первого проекта, в середине 20-х на Советском Алтае, все зависело от Советской России, а не от Америки. А Рузвельта тогда вообще не было во власти. Второй проект, в 34-35гг., действительно планировался во Внутренней Монголии, но он отстоит от времени написания приведенных Вами цитат на целых десять лет, и с первым, неудавшимся проектом уже никак не связан.
Во-вторых, что значат слова «объявление свободы Монголии»? Свободы от кого? В 1924 году, насколько я помню, Монголия уже была свободным независимым государством. И создавать государство в государстве – как-то не естественно.
В-третьих, и «упоминание буддийских лам в некой Мон.» и прочие упоминания Монголии, и даже забота о вооружении и снаряжении вполне укладывается в предложенный мною вариант расшифровки приводившейся Вами цитаты – вариант с сельскохозяйственным кооперативом с центром у Белухи, на Алтае. Но об этом чуть позже.

Цитата:
Цитата:
Сообщение от АлексУТеперь по поводу расшифровки сокращения "н.г." в цитате как "новое государство". Поставьте вместо этого, например, "новый город" (по типу Древне-греческих городов-полисов с окружающими их сельскохозяйственными территориями) - смысл цитаты пострадал?
"Занятые государства упустят рождение нового города?", - так Вы читаете данную фразу:[/size]


[font=Verdana][size=2]
Цитата:
Занятые государства упустят рождение нов[ого] г[осударства]
Может быть Вы не в курсе, но фраза в оригинале написана так: «Занятые государства упустят рождение нов. г.» - а расшифровка слов в квадратных скобках дана уже редакторами.



Цитата:
Цитата:
Сообщение от АлексУ
И из цитаты нельзя определенно заключить, как это делаете Вы, даже того, что эти видения будущего имеют отношение к Рерихам.
Уже приводил цитату, см. ниже. Вот ещё раз, но укороченно:

Цитата:
Думаю, русские тульские заводы очень пригодятся. Удумаю, как помочь Удрае получить. К. чутко Я пошлю в Москву



Вот ещё:

Цитата:
21.XI.1924.

Да, видела двух учеников, работающих здесь, но вы будете уже далеко. Да. Конечно, много событий, но в Моем доме в Америке работа будет протекать спокойно. Луч Мой уже отметил ступени. Л. и близкие приедут в деревянные фактории на А[лтае] – именно фактории. В Р[оссии] будет уже объезжать стада кооператива. К. будет уже устраивать музыкальные собрания, правда, в бараке, но обширном. Фуяма и Урусвати новоприбывшая уже в доме. Удрая еще в Монголии, укрощает самодурство китайского соседа, затем едет на А[лтай]. В тридцать первом году все бодро живут в деревянных домах.
Разве этого не достаточно?
Хм, я бы добавил еще вот эту цитату, для ясности:
Цитата:
26.VII.1924. Позовите Удраю. Указаю строго запретить въезд лишним людям – много потянуться, но дальше Харб. не пускать. Затем нужно будет Х. дать понять, что только правительство имеет право заключать договоры. Частная инициатива пока не поощряется, – пусть так ответит на запросы в будущем. В Б[елухе] будет тайный отдел снабжения Монг[олии]. Устроить легко, ибо в М[оскве] будет представитель Б[елухи] по закупки скота для Ал[тая].
И теперь я готов развить дальше свою мысль про кооператив Рерихов на Алтае в связи с приведенными Вами цитатами.
В последней цитате идет явная отсылка к кооперативу «Белуха» на Алтае, который планировали организовать Рерихи. И предприняли к этому вполне конкретные практические шаги, если Вы не знали, - они, точнее З.Г. и Морис Лихтманы, вели в 26 году в Москве переговоры по этому вопросу в соответствующих ведомствах. Переговоры затянулись на несколько лет, и так и не завершились положительным результатом. А что могло быть, если бы разрешение на концессии на Алтае Рерихами были получены?
На Алтае был бы организован промышленный кооператив, плюс сельскохозяйственные проекты («закупка скота для Алтая»). К кооперативному делу привлекаются большие массы работников (возможно, миллионы). На их основе строится город Знания – Звенигород. В нем создается Университет, дающий знания и по Этике, и по религиозным Учениям Востока и т.п. – ректором которого становится Н.К.Рерих (это я встречал где-то в материалах, «накопанных» Росовым – где точно, уже не помню).
В свете такого понимания более понятными становятся многие места в приведенных Вами цитатах. Например, это:
Цитата:
Затем нужно будет Х. дать понять, что только правительство имеет право заключать договоры. Частная инициатива пока не поощряется, – пусть так ответит на запросы в будущем.
Где «частная инициатива пока не поощряется»? Понятно, что речь идет о Советской России, где «только правительство имеет право заключать договоры». Х. – это скорее всего Хорш, который, возможно, предполагался на роль спонсора кооперативного строительства на Алтае.
Юрий Рерих сосредотачивает свои усилия на соседних областях Монголии. Помните, в самой первой из Ваших цитат:
Цитата:
Вижу путь на Мон[голию]: геологическая экспедиция везет аэропланы. Ученый лама озабочен перевозкой тяжелых орудий. Дело деликатное и требует внимания. Молодые ламы среди занятий метафизикой учатся ходить строем. Затем вижу, сельскохозяйственные тракторы несут пулеметы. Явление лам на границе Ал[тая] оказывается ротою монг[олов]. Созидание буддийского храма около Б[елухи] для калмыков Ал[тая]. Лама-служитель явится в сопровождении членов ордена Будды Побеждающего. Каждый лама имеет под халатом форму полка, так бескровно и не возбуждая внимания Мое дело утвердится.
Т.е. Учитель видит «путь на Монголию» через кооператив на Алтае. Утвердившись в новом городе на Алтае, и показав себя практичными организаторами, Рерихи могли начать распространять свой опыт на соседние области Монголии, заняться описанным в цитате орошением пустыни, построением там сельскохозяйственного кооператива и другими вещами, оставшимися в проектах, даже непроработанных до конца, а данных только в наметках и несвязных деталях.
О вооружении. Кооперативы предполагались в «проблемном» регионе, где шли гражданские войны (особенно в соседнем Китае), было полно вооруженных банд и разных мелких самостийных правителей, каждый со своим войском и практически независимых от центра. Этакие хорошо вооруженные самодуры с претензией на расширение своих владений. Естественно, предполагавшиеся кооперативы должны были озаботиться самообороной. Особенно в сопредельных областях Монголии, когда Рерихи начали бы прокладывать туда путь. Заметьте, в цитате говорится о вооружение населения, лам, сельскохозяйственных тракторах, оснащенных пулеметами – а не о регулярных войсках. Это и понятно, для самообороны кооперативов и образованного на их основе нового города регулярные войска не нужны. А для «укрощения самодурства китайского соседа» - если Вы имеете под этим ввиду весь почти миллиардный Китай того времени с его регулярными войсками – войска карликового десятимиллионного государства, предполагаемого Вами, никак бы не помогли. Я думаю, в этой цитате имеется ввиду самооборона кооперативов от притязаний окружающих мелких китайских князьков. В этом контексте и идет речь в первой цитате: «Надо от Китая укрепиться».

В общем, такая картинка могла бы иметь место. Вот эти планы были вполне реальны и осуществимы. И могли, как малое зерно, привести в последующем к более глобальным построениям. Например, к какому-нибудь промежуточному «новому государству», зародышу будущей Новой Страны, России Азиатской. Что толку гадать об этом? Ведь дело не дошло даже до осуществления этих первоначальных шагов. А вопросы государственного строительства, по этой причине, даже и в проектах не обсуждались. Поэтому Вы и не сможете найти в Дневниках законченной системы практических шагов по созданию нового государства.
А вот если бы Советская Россия приняла Послание Махатм и сопутствующие им предложения … Тогда не было бы проблем ни с созданием кооператива на Алтае, ни с последующим «путем на Монголию», ни с еще дальше последующим Св. Союзом Азии. Но для этого Советской России надо было скорректировать курс своего развития в сторону духовности, сближения с Востоком, разрешения свободного распространения буддизма в России и некоторых других сопутствующих вещей, направленных на сдвиг сознания народов.

Но Вы знаете слова из Учения о подвижности Плана. Идея Города Знания была перенесена позже в Гималаи, в долину Кулу. А идею кооперативного строительства Рерихи через восемь лет попытались осуществить уже во Внутренней Монголии, и уже при поддержке Рузвельта и американского капитала. Но Новой Страной все равно для Рерихов оставалась Россия, обновления сознания народов которой они ожидали и с напряжением за этим процессом следили. До конца своих дней. Это можно ясно проследить и по письмам Е.И., и по литературным очеркам Н.К.

На днях уезжаю в отпуск, и вряд ли смогу еще отвечать в этой теме. У Вас, Игорь, будет много времени на спокойное осмысление того, что мы с Ригзеном понаписали… И если Вам эта тема интересна, то мы сможем продолжить ее обсуждение после.

Последний раз редактировалось АлексУ, 13.07.2009 в 12:18.
АлексУ вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх