Старый 18.06.2009, 12:50   #3
Кайвасату
 
Аватар для Кайвасату
 
Рег-ция: 09.03.2003
Адрес: Минск
Сообщения: 14,228
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,122
Поблагодарили 1,135 раз(а) в 831 сообщениях
По умолчанию Ответ: Агни Йога в Религиоведении. Поправки.

Вот такие замечание-предложени по поводу имеющегося текста:

Цитата:
Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге.
Агни-Йога имеет много схожего с христианством, буддизмом, адвайта-ведантой, объединяет в себе элементы карма-йоги, джанана-йоги, бхакти-йоги, раджа-йоги.
Примерно я для себя выделял это так:
Заимствованные элементы Агни-Йоги:
1) Необходимость Учителя (из Бхакти-Йоги)
2) Стремление к прекрасному (из Бхакти)
3) Бескорыстный труд, т.е. труд без привязанности к его результату (из Карма-Йоги)
4) Неуход от общественной жизни (из Карма-Йоги)
5) Принцип научности - одобрение тщательной проверки утверждений, а не принятия их на веру (возможно из джнаны и буддизма)
новые, отличительные:
6) Связь с Иерархией
7) Принцип синтеза (единение карма-йоги, бхакти, джнана, раджа, христианства, буддизма и др.)
8 ) Устремления в Беспредельность
9) Устремление к Дальним Мирам
10) Приоретет развития сердечной чакры
11) Отрицание механических приемов и методов
"Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами. Карма Йога имеет много сходства, когда имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога - все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни йог должен быть и Жнани и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого! Можно не кичиться новизной, ибо лишь сочетание элементов обновляет возможности". (Агни-йога, 161)
"Все прежние Йоги, данные из высших Источников, принимали за основание определенное качество жизни; теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни". (АЙ, 15
"Урусвати знает, как многоцветна Агни-Йога. Внимательный глаз в пламени может различить многие оттенки. Условия окружающие влияют на цвет пламени. Также в различные времена является особая надобность Йоги. Можно увидеть и величие Радж-Йоги, можно заметить сияние Бхакти и узреть напряжение Джнана-Йоги, но можно найти и главную потребу светлой Карма-Йоги. Труд неотступен в дни смуты человечества. Так, среди различных цветов Агни-Йоги найдем стебель Карма-Йоги, на этом основании оправдается человечество.
Не будем удивляться, что не всегда давалось предпочтение суровой Карма-Йоге. Иногда ее как бы забывали под впечатлением величия и улыбки других достижений. Мы знаем, что Карма-Йога не может дать таких стремительных достижений, как Бхакти, но труд будет спасительным якорем планеты. Пусть пурпур Радж-Йога величественен и голубое сияние Бхакти прекрасно, но не менее прекрасен синий и фиолетовый Цвет Карма-Йога. Он как бы получил нечто от пурпура и также уплотнил голубое сияние. Труд и величественен, и полон любви. Так в пламени Йоги, названной Агни-Йогой, усмотрим цвета труда.
Нужно, чтобы человек глубоко постиг красоту процветания труда. Пусть он смотрит на труд не как на хлеб насущный, но как на спасение планеты. Именно труд сознательный создает целительную эманацию, которая может бороться с отравленными низшими слоями атмосферы.
У Нас наблюдают тружеников. Среди них выявляются истинные Карма-Йоги, но часто они не могут себя так назвать, ибо и не слышали о таком слове. Наш друг Иван Стотысячный не ведает такого слова, но он знает труд.
Мыслитель учил: "Никакая история не может перечесть истинных тружеников, их список ведется за облаками". (Надземное, 558.)

[/quote]Создательницей серии книг Живой Этики является Е. И. Рерих (Шапошникова) (1879-1955)[/quote]
На мой взгляд, даже при наличие последующего разъяснения, данное выражение не корректно.
Лучше сказать что-то вроде "Серия книг Живой Этики была написана [или "записана"] Е.И.Рерих".
Цитата:
Эти тексты, как повествует пре*дание, были записаны методом "автоматического письма" в особом измененном состоянии сознания и, таким образом, имеют транс*цендентальное, сверхчеловеческое происхождение.
Тут явная ошибка. Вообще-то, автоматическим письмом тексты Живой Этики вообще не записывались. Так писалась "Разоблаченная Изида" Блаватской. Мне известен лишь один фрагмент, который был записан Н.К.Рерихом посредством автоматического письма и в последующем включен в текст Живой Этики. Вообще нужно отметить, что автоматическое письмо признано Владыкой довольно вредным явлением и к нему Махатмы прибегают лишь в крайних случаях, длительное применение ведет к атрофии центра в пишущей руке.

"Теперь о механическом письме. Это тоже рассматривается как известная степень одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие извне на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно и при частом прибегании к нему может окончиться параличом.
Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен. Процесс этот различен. Одни утверждают, что они не знают, что пишет их рука, другие говорят, что каждое слово четко запечатлевается в их мозгу. Одни пишут с необычайной быстротой, даже бурно, другие спокойно вырисовывают слово за словом. Пишут, неожиданно меняя языки, и те, кто раньше не могли нарисовать самого простого предмета, набрасывали целые картины. Бывали случаи, что люди писали справа налево и на неизвестном языке. Но, конечно, все это случаи не подсознания, но определенного воздействия извне. И степени ангелов-хранителей, желающих руководить и сообщаться, конечно, очень варьируются в Тонком Мире. От безобидных и симпатизирующих нам мы можем неожиданно привлечь вражескую силу, и немалого калибра. Потому мой совет всем воздерживаться от автоматического писания. Мы никогда не знаем, кто пожелает воспользоваться нами как орудием! И можем допустить такую силу, с которой потом не сможем справиться. Так пусть талантливая сестра Ваша подумает серьезно, прежде чем открывать доступ неизвестным силам. Если она предана Учению и талантливая писательница, то зачем ей автоматическое письмо?! Учение даст неиссякаемый кладезь для писателя.
Так, ни один медиум не может стать агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к высшему достижению, к Архатству.

Автоматическое письмо достигается временным допущением контроля над физической рукой медиума эфирною рукою контролирующей развоплощенной сущности. Действие это возможно, если медиум извлечет свою эфирную руку из физической, ибо две вещи не могут одновременно занимать одно место. Результат этого периодического извлечения жизненных сил из физической руки очень разрушителен, часто оканчивается параличом. Медиумизм противоестествен, тогда как ясновидение есть естественный результат роста и раскрытия духовной природы. Имеются сотни медиумов на одного ясновидца, ибо ясновидец может стать таким лишь через самодисциплину и трудами страшного напряжения. Тогда как, чем слабее, чем болезненнее и нервнее человек, тем он лучший медиум. Ясновидец развивает свои умственные способности и никогда не теряет нить сознания, тогда как первое наставление, даваемое медиуму, состоит в том, чтобы он ни о чем не думал..." (Е.И.Рерих А.М.Асееву 15 октября 1935 г.)

В следующих словах Учителя Елены Ивановны отражена градация способов связи: "Ночью надо чуять, могут быть намеки, ибо цементируем пространство всеми проводами. Как разные моря имеют разные волны, так и тяготение пространства должно быть закреплено разными способами. Не только содержанием, но и приложением многое усиливается. На первом месте ухо, затем глаз, затем пр[естол], затем писание. Лично я не люблю писания, ибо надо воздействовать на чисто физический центр руки, который непосредственно связан с физическим центром мозга. Получается два канала, и если сущность сохраняется, то и физическая окраска сохраняется. Если мера извращена, конечно, можно остановить руку, но подобное экстренное воздействие может грозить параличом. Конечно, ухо - самое совершенное воздействие, и не нужно беспокоиться забывчивостью, при надобности сложенное в сознании вспыхнет".
Так она не пользовалась автоматическим письмом., в самом начале (еще в 1924 году) использовала "престол", т.е. столик, который стучал в ответ на вопросы, имела визуальные сообщения. Но основной способ получения информации был именно через развитый центр уха (развился он тоже не сразу, иначе с него можно было начать изначально). Е.И. могла слышать голос Учителя. В последующем она научилась воспринимать голоса и других учителей, а в последующем и всего Братства, научилась их различать. В тесном сотрудничестве с Учителем ей удалось установить то, что получило название "Провод Братства", что позволяло ей в любое время знать что происходит в Братстве или с любым членом Братства, а также входить с ними в контакт…. (подробнее с цитатами можно почитать тут)

Цитата:
УЧЕНИЕ О ВЫСШИХ МИРАХ
В фундаменте учения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне.
Не знаю, стоит ли, но возможно можно добавить раздел "О Боге" или "О Божественном принципе". Так в АЙ Бог понимается как Абсолютность, так же как и в "Тайной Доктрине" , о которой нельзя ничего сказать, т.к. любое описание уже будет умалением и ограничением ЕЁ.
Учение не отрицает существование высоких существ, которых некоторые другие традиции или религии называют Богом, однако не ставит их на уровень Единой Абсолютности - абстрактного принципа, который в принципе не может быть антропоморфным, т.к. любая форма уже есть ограничение Абсолюта.
Также существует ложное мнение среди последователей АЙ, что Бог в Учении понимается как Иерархия космических Сил. Это заблуждение происходит от отождествления понятия Бог (Абсолютность) с понятием "Космический разум". Да, совокупность космических иерархов представляют собой "Космический Разум", но последний не есть Абсолютность, но есть лишь Третий Логос - "Махат". Подробнее этот вопрос о Логосах раскрыт в "Тайной Доктрине" Блаватской, которая по словам автора Агни-Йоги также является частью Учения:
"Могут спросить в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие дается, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает в себе "Тайную Доктрину" Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений. Нужно пожелать, чтобы люди не только читали Наши Книги, но и приняли их немедленно, ибо кратко говорю о том, что необходимо запомнить. Когда говорю о нужности исполнения Моих Указаний, то прошу исполнять их в полной точности. Мне виднее, и вы должны научиться идти за Указом, который имеет в виду ваше счастье. Человек попал под поезд потому, что лишь наступил на рельсы, но он был предупрежден и не должен был ступать" (Мир Огненный ч. 1, 79).
Цитата:
Также принятая Вами аналогия разрешения вопроса неплоха. Но я добавила бы: именно комплекс, руководящий всем организмом, будет являть собою Иерархию Сил проявленных, но неизреченным Началом в нем будет тот Высший Огненный Принцип, который дает жизнь и основу всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и незримым Космосом.
Итак, не горюйте об утрате антропоморфического Бога. Вместо Одного Недосягаемого и Непознаваемого Образа, ибо "Бога никто никогда не видел", перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии Сил Света, непосредственно заботящаяся и направляющая ко Благу все человечество... И еще хочу напомнить Вам, что наша Церковь, сделав из Иисуса Бога, признала величайшим после этого Бога Архистратига Михаила, Водителя всеми Небесными Воинствами. Более того, в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Богоподобным, Отображением Бога и даже Богом, а Сатана Противником Его, Тенью Его. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего дракона. Почему же мы, принявшие свою религию от евреев, принявшие Библию, Пророков и Заповеди Моисеевы, забыли о многих замечательных местах и подробностях в их древнейших Писаниях? Сам Христос говорил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю Вам, пока не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". Христос говорил как истинно Посвященный, знающий о едином законе, данном на заре нашего земного физического человечества величайшими Духами, пришедшими из других Высших Миров и даже планет. Итак, изберите себе Светлого Иерарха, который ближе всего Вам по духу, и отдайте себя Его Водительству, ибо, истинно, каждый Великий Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому Благу и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца нашему избранному Иерарху.
В утешение скажу, что тот же Восток утверждает, что "не поклоняются Богу как человеку, два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная Душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он есть". Как всегда, крайности встречаются. Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в нем Проявление Высшего Начала, именно, в этом Венце Творения, в человеке, достигшем высшего совершенства раскрытием заложенного в нем Божественного Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и преданности и, найдя своего Гуру, принесем ему свое пылающее благоговение и преданность сердца.
Закончу словами Учения: "Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае люди говорят о теплоте Солнца, но ведь Солнечная система в Космосе, как Атом в Солнце!" Когда наука с каждым днем открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих размерами нашу Солнечную систему, и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом Беспредельности и Необъятности...
Вы правы, Виктор Михайлович, что тонкость восточного метафизического представления трудно усваивается западными умами.
Так, Восток знает или верит в Божественный Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно Непостижимому), в Единый Элемент, вечно раскрывающийся в видимую и невидимую проявленную Вселенную. Элемент этот именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЕ. В проявленном виде он есть ДУХО-МАТЕРИЯ, ибо МАТЕРИЯ в действительности есть лишь его дифференциация, или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявляться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ чистый Дух НИЧТО.
Тайна дифференциации и слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ. (Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко 12 февраля 1935 г)
Цитата:
Абсолют и есть Парабрахман индусов. Также и Мулапракрити должна рассматриваться как Абсолют, ибо это есть отвлеченный Божественный Женский Принцип. В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и составляют Единый Элемент. Следовательно, мы можем все рассматривать с точки зрения только духа или только материи, но, конечно, во всей беспредельности их состояний проявления, или градаций. И если мы можем сказать, что дух без материи есть nihil, то так же точно можно утверждать, что материи нет, но есть лишь энергии.
Парабрахман имеет своим синонимом Брахмана, тогда как Брахма уже является Божеством, периодически появляющимся и исчезающим. Этот Брахма, как проявленное Божество, имеет два аспекта: мужское и женское Начала, или две полярности, или вечное выявление Космического
Представления и Видимую Природу (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 30 апреля 1935 г.).
Цитата:
"Привела Вам беглые намеки, но из них ясно, какое значение и место уделялось Женскому Началу в древних Космогониях. Лишь глубокое невежество средневековья (и его наследницы современной церкви) могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в Естестве своем Мужское и Женское Начала Едины, и одно не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.
Итак, существует лишь единое Естество, единый Элемент, назовете ли Вы его Богом, или Духом, или Огнем, или ТО, или Парабрахманом, или Эйн Соф, или Пространством, или Абсолютом и т.д. и т.д., который в потенциале своем заключает обе полярности, или является андрогинном" (Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу 18 июня 1935 г).
Цитата:
Вся Вселенная проникнута Единым Божественным Началом, зримое и незримое бытие которого выражено в вечном, никогда не прекращающемся движении, порождающем все новые и новые дифференциации и сочетания в нескончаемой смене и раскрытии этой Неизмеримой, несказуемой и вечно непознаваемой Тайны из Тайн. (Е.И.Рерих Ф.А.Буцену 2 июля 1937 г.)
Цитата:
"Затем, где возможно, следует заменить слово Господь, Бог, Творец Божественным Началом, ибо слишком уже вкоренилось в сознании масс антропоморфическое представление со словом Бог. Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания величественного и беспредельного Принципа всего сущего и в понимании своей ответственности как носителей этого принципа. Люди говорят о Несказуемости и Непостижимости и Незримости Его и в то же время наделяют эту Непостижимость всеми антропоморфическими качествами, чувствами и действиями". (Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу 13 августа 193
Цитата:
С прошлой почтой пришли несколько экземпляров Оккультизма и Йоги. Большое спасибо! На этот раз сборник Ваш еще богаче. Вы становитесь щедрым. Не успела еще его просмотреть всего, но могу сказать: как всегда, Ваши верные сотрудники сделали прекрасное приношение. Остановил мое внимание отзыв о книге Клизовского. Подивилась возражению против определения понятия ТО как Непознаваемое, Беспредельное и Предвечное! Опять где-то показался призрак антропоморфизма. Конечно, ТО Неизреченное, Непознаваемое или Беспричинная Причина, Бескорний Корень или Абсолют и т.д. не может рассматриваться как Индивидуальность, ибо каждая индивидуальность есть уже известное ограничение, но Абсолют не может быть ограничен. Также на возражение, что Бог есть любовь, но любить может только индивидуальный некто, субъект, а не безличный принцип или закон я спрошу: задумался ли возражатель над тем, что есть эта Космическая, Божественная Любовь, и как проявляется она в миллиардах миллиардов нескончаемых проявлений, и как выражается она на разных ступенях сознания, непрестанно разворачивающего беспредельный потенциал Того, что Восток в своем великом почитании сокровенности Божественного Принципа не решился обозначить никаким именем, как только ТО, именно Неизреченное, и запретил всякие обсуждения Его, сосредоточив всю силу познавания на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. ТАЙНОЙ держится ВСЕЛЕННАЯ. Вдумайтесь в это глубже (Е.И.Рерих А.М.Асееву 6 июля 1935 г)
Есть и другие цитаты на эту тему, если нужно будет…
Цитата:
Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общим свойством является отсутствие плотных физических тел.
Кроме физического мира жизнь человека протекает ещё в нескольких мирах. Для пребывания в этих мирах человек наделён соответствующими проводниками своей деятельности, состоящими из материи данных планов бытия.
Цитата:
Среди них есть существа как низкого, так и высокого уровня о развития. Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой как вторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. "Каждый камень на планете создан мыслью"14,- утверждают книги "Аум".
Не "книги "АУМ", а "книга АУМ".
Цитата:
Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга.
Наверное, не совсем верно говорить о том, что миры (планы) именно ВЗАИМОпроникают друг в друга.
Планы бытия (как и тонкие тела) устроены таким образом, что они существуют одновременно, и более тонкий план пронизывает собой план более плотный. Хороший пример для иллюстрации этого процесса приводит Клизовский:
"Для облегчения понимания, каким образом различные тела человека совмещаются с его физическим телом и почему он этого не замечает, может послужить следующий пример. Представим себе сосуд, наполненный какими-нибудь плотными телами; в этот сосуд мы можем налить воды, которая займет промежутки между плотными телами; затем мы можем туда же накачать воздух, который займет промежутки между частицами воды.
Таким образом, в одном сосуде будут три вида материи, которые будут проникать друг в друга, нисколько друг другу не мешая, и живые существа, которые находятся как в плотном теле, так и в воде и воздухе, будут продолжать жить своей жизнью, не замечая присутствия других существ, потому что все они - разные существа, принадлежащие к разным сферам и разным мирам, каждый из которых имеет свою особую жизнь с ее законами. Если бы мы обладали еще более тонкими видами материи, мы могли бы наполнить ими все тот же сосуд, с теми же последствиями и результатами.
Точно таким же образом происходит проникновение одного плана другим в Космосе. Эти планы и сферы не находятся где-то вдали от нас, но тут же, рядом с нами. Они отличаются друг от друга лишь количеством вибраций или колебаний частиц материи, из которых состоит каждый план, и овладение высшим планом состоит в поднятии вибраций своего тела до вибраций этого плана.
Точно так же проникают друг в друга различные тела человека" (А.И. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи").
Цитата:
Однако это не единственная форма работы космической иерархии. Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социального, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем реализуются в плотной материи.
Местом обитания представителей иерархии - учителей челове*чества является легендарная Шамбала - твердыня света, геогра*фическое местонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано.
Можно добавить, что Шамбала - это место, где тонкий мир и мир плотный имеют в силу определенных географических, геомагнитных и энергетических причин, непосредственное соприкосновение.
"Шамбала необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так врата духовного мира открыты в Обитель гор. Явленная высота Гауризанкара помогает магнитному току. Лестница Иакова символ Нашей Обители" (2.1.5. "Озарение")
Шамбала расположена в Гималаях, но конкретного места не знает тот, кто не был приглашен туда заранее. Кстати Шамбала - имеет значение не столько как место в физическом мире, сколько как духовный оплот, к которому необходимо стремиться в духе.
"К Братству тянутся и чувствами, и телесно, но прежде всего духом. Но только в духе, в сердце лежит путь истинный" (Братство, 545)
http://www.myshambhala.com/obitel/ra...e_bratstva.htm - подборка цитат про географическое расположение Шамбалы
http://www.myshambhala.com/obitel/put_v_shambhalu.htm - подборка цитат про Шамбалу как духовный оплот.
__________________
Те, к кому труднее всего испытывать любовь, нуждаются в ней более других...

Последний раз редактировалось Кайвасату, 18.06.2009 в 13:00.
Кайвасату вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх