Старый 07.10.2008, 11:27   #323
Sam
 
Рег-ция: 25.07.2005
Адрес: Самара
Сообщения: 162
Благодарности: 0
Поблагодарили 3 раз(а) в 3 сообщениях
Lightbulb Ответ: Опыт сердечного распознавания

Хорошая статья из книги Уранова!

ФУНДАМЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (СЕРДЦЕ)

Если сознательное самосовершенствование разобща­ется с сердцем, оно становится рассудочным, вырождаясь в ханжество и изуверство. Но не всем будет достаточно ясно, в чем именно выражается это разобщение с сердцем, иначе говоря, с чувством совести, с сознанием долга.
Перед нами два человека. Для одного ничего не стоит убить невинного ребенка, другой скорее погибнет сам, но не сделает этого преступления: совесть, живущая в его сердце, не позволит ему совершить это злодеяние. Еще одна пара: один крадет легко, другой, находящийся в более бедственных условиях, заплатит за это дорогою ценой — мученьями, приобретенными в результате прорыва огня сердца, в результате ожогов, полученных от тончайшего пламени, именуемого совестью.
Много раз в течение дня мы вступаем в "компромисс" со своею совестью. В большинстве случаев эти угрызения из-за своей незначительности — забываются быстро. Иногда они преследуют нас в течение дня, редко больше. Но все мы знаем и о более длительных переживаниях. При этом отметим важную деталь: один и тот же просту­пок одному доставит радость, для другого не будет иметь никаких последствий, для третьего — огорчение в малой степени и для четвертого — настоящее горе. Другой по­ступок для первого будет весьма мучительным, для вто­рого — слегка неприятным, для третьего — безразличным и для четвертого — радостным. Этот пример показывает, что пламя совести качественно не одинаково. В нем могут быть родственные элементы, когда два человека реагиру­ют на один и тот же проступок. При этом, если степень развития этих секторов сознания различна, то и степень переживаний также не одинакова. Может быть, элемент, наличный в сердце одного, будет отсутствовать в сердце другого; тогда один будет реагировать на проступок, а другой останется равнодушным, и, наконец, третий пе­чальный случай: когда сознание посещает разложение зло­бы, — оно может реагировать радостью, вернее, злорад­ством на соответственно разлагающее действие.
Здесь кроется одна из причин, почему мы видим сучок в глазу брата и не видим бревна в своем. Именно потому, что мы чувствуем проступок брата и не чувствуем свой, уже имея в своем сознании иммунитет против одного зла и не имея еще против другого. Кармические переживания вырабатывают этот иммунитет, и именно из страданий рож­даются драгоценные камни, излучающие лучи совести.
Теперь применим сказанное к нашему сознательному самосовершенствованию. При нем необходимо в какие-то сроки отдавать себе отчет не только в качестве поступков, но и мышления. Лучше всего это делать не только тогда, когда к этому понуждает совесть (которая несознательных людей заставляет искать "забвения"), а ежедневно, перед отходом ко сну. Для чего, как мощное материальное под­спорье, будет дневник, в который вписывается все хоро­шее, что было сделано за день, и все плохое. Итак, перед отходом ко сну мы можем напрячь свою память и при­помнить, что именно нам стыдно вспомнить. Может быть, в сущности такого поступка или мысли будет страх — тру­сость, раздражение, самость, предательство и т.д. Таким образом, мы можем обнаружить в себе то отрицательное свойство, которое и не подозревали до тех пор. Но если наша совесть — пламя нашего сердца — реагировало на него, значит, в нас уже есть по крайней мере зачаток иммунитета, и от сего же дня мы сможем вниманием и утверждением приступить к его сознательному развитию.
Также проявление сердечной, духовной радости при совершении чего-то должно быть отмечено, так как это даст нам направление к умножению этой радости, к накоплению высшего духовного сокровища совершением подобных же поступков в максимальном количестве; не навязывая этого направления другим, идущим иными путями.
При каких-то делах мы можем испытывать не радость, но удовлетворение, как, например, при проявлении воли, пресекшей влекущее нас, но вредное устремление. Если же пресечение подобного устремления не дает ни радости, ни удовлетворения — то, значит, сердце не приняло уча­стия в этом процессе и, поддержанный только рассудком, он в конечном итоге обречен на провал, ибо возможности и силы сердца безграничны, рассудок же конечен. Рассу­дочно многие вещи могут казаться нам хорошими или плохими, но если сердечное пламя на них никак не реа­гирует, самосовершенствование может выродиться в гнус­ное ханжество и изуверство.
Итак, будем строить наше самосовершенствование на фундаменте сердца и тем убережемся от лжи лицемерного фарисейства и пр. "елейных добродетелей".

14 ноября 1942 г.
Sam вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх