![]() | #2 | ||
Рег-ция: 30.12.2006 Сообщения: 1,194 Благодарности: 26 Поблагодарили 40 раз(а) в 35 сообщениях | ![]() Сознание( статья из "Новой философской энциклопедии" ) СОЗНАНИЕ — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.). Сознание — одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В кон. 19 в. биолог Т. Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19— 20 вв. (В. Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания. 1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, — это сознание, и все, что мы осознаем, — знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: латинское название для сознания происходит от слов cum и sciarе, т. с. означает совместное знание (то же самое и в русском языке). Правда, некоторые философы не соглашались с таким пониманием. Напр., Кант считал, что индивид в принципе не может иметь знания о находящемся внутри его сознания Трансцендентальном Субъекте, хотя последний и осознается в качестве глубинного носителя индивидуального опыта. Другие философы приводили пример восприятия незнакомого предмета, которое, с их точки зрения, не есть знание, но, безусловно, является актом сознания. В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Это относится, в частности, и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы это восприятие стало возможным, субъект должен располагать определенными перцептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления — при этом сам процесс использования этих гипотез не осознается (см. Восприятие). Восприятие, т. о., является знанием, вопреки мнению, распространенному в классической философии. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, отличением его от остальных и предполагающим возможность дальнейшего изучения Осознание субъектом своих эмоций, же ланий, волевых импульсов тоже является знанием Конечно сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии. Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания напр , мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т д Это также и такое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообше может стать таковым Это индивидуальное неявное знание, используемое, напр, экспертами, но это также неявные компоненты коллективного знания осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности Т о, знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным. 2 Ряд философов (прежде всего разделяющих позиции феноменологии или близких к ней концепций — Ф Брентано, Э Гуссерль, Ж -П Сартр и др ) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направленностъ на определенный предмет,объект Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания При таком понимании сознание — это не только совокупность интенций, но и их источник Носителем эмпирического сознания, по Э Гуссерлю, является эмлирическое Я, а носителем «чистого», трансцендентального сознания (воплощающего его априорную структуру) Трансцендентальное Я При этом интенциональный объект сознания не обязательно должен существовать реально он может быть мнимым Сознание может быть интенционально нацелено на физические предметы (реальные или мнимые), на идеальные предметы (числа, значения и др) или же на состояния самого сознания (реальные или мнимые) В отличие от Гуссерля, Сартр считает, что изначальная интенциональность сознания направлена на реальный мир, что Трансценлентального Я не существует и что эмпирическое Я не только не предположено с необходимостью индивидуальным сознания, но даже его появление искажает природу сознания (см Я) Характерной особенностью психических явлений, вт ч и сознания, отличающей их от всех других явлений, выступает интенциональность Но ведь интенциональные переживания могут быть и вне сферы сознания — бессознательные мысли, эмоции, намерения и т д В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, субъект истолковывается как абсолютно прозрачный для самого себя Факты неполной очевидности Я для себя не могут найти объяснения при приравнивании сознания к интенциональности Т о, интенциональность тоже является необходимым, но недостаточным условием сознания 3 Иногда сознание отождествляется с вниманием Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (т е внимание при данном понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой Сознание при подобной интерпретации играет роль своеобразного распределителя ограниченных ресурсов нервной системы В этой связи предпринимались попытки измерения «поля сознания» Между тем ряд фактов психической жизни не поддается объяснению с подобной точки зрения Известны, напр, факты невнимательного сознания, в частности, у водителя автомашины, ведущего разговор, осознающего то, что происходит на пути его следования, но внимательно следящего далеко не за всем Можно говорить о центре и периферии поля сознания Внимание направлено только на центр этого поля Но то, что находится на периферии, тоже осознается хотя и неотчетливо Можно говорить о разных степенях сознания Спящий человек не сознает того, что происходит вокрут, но определенная степень сознания имеется во время сновидений Что-то из окружения (хотя далеко не все) осознается и при сомнамбулизме Важное значение для понимания взаимосвязи сознания и внимания имеют эксперименты современных американских психологов Дж Лэкнера и М Гэррет, показавших, что информация, воспринимаемая субъектом без внимания, тем не менее в какой-то мере осознается им и влияет на понимание того, что осознается при наличии внимания 4 Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях Подобное понимание может сочетаться с интерпретацией сознания как знания (в этом случае считается, что знание имеет место только тогда, когда субъект рефлективно отдает себе отчет в способах его получения) или как интенциональности (в этом случае считается, что субъект осознает не только интенцио-нальный предмет, но и сам акт интенции и себя как ее источник) Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж Локка о двух источниках знания ощущений, относящихся к внешнему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной деятельностью Последняя, по Локку, и является сознанием Такое же понимание сознания характерно для Канта и Гуссерля Согласно Канту, условием объективности опыта является самосознание Трансцендентального Субъекта (трансцендентальное единство апперцепции) в виде утверждения «Я мыслю», сопровождающего течение опыта Именно это самосознание, по Канту, обеспечивает единство сознания По Гуссерлю, «чистое сознание» выражается в виде трансцендентальной рефлексии, направленной на само сознание Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, как особый «внутренний мир», данный субъекту совершенно непосредственно и познаваемый с полной несомненностью Способом познания сознания является самовосприятие, которое в результате тренировки может принять форму самонаблюдения (интроспекции) Последнее широко использовалось в науках, имеющих дело с явлениями сознания, в частности в психологии Самосознание является несомненным фактом, который выражает важную особенность сознания Вместе с тем понимание сознания в качестве непосредственно данной в самосознании самостоятельной реальности порождает ряд трудностей (см Самосознание) К тому же можно указать ряд фактов, когда сознание не сопровождается четким самосознанием Вопреки мнению Канта реальное единство опыта не обязательно сопровождается мыслью — «Я мыслю» Представляется, что прав Ж -П Сартр, когда он различает самосознание вообще и такую его особую форму как рефлексия. Без какой-то формы самосознания (иногда очень нечегкой, слабо выраженной) сознание действительно невозможно. Без такого рода самосознания субъект не может контролировать собственные действия — как внешние, так и внутренние (работу мышления, воображения, желания и т д) Гибкость действия, его вариативность, творческий характер невозможны без определенного самоконтроля Субъективно это выступает в виде особого переживания событий внешнего мира и жизни самого субъекта, в виде самоотчета в этих событиях, что является характерными особенностями сознания Рефлексия — это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т ч и своего Я Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами межчеловеческой коммуникации Поэтому сознание в его развитых формах является культурно-социальным продуктом Специфически человеческое сознание и Я как его центр определяются не биологией человека, они возникли в определенный исторический период и в конкретных культурных условиях. Современная когнитивная наука в сотрудничестве с философией пытается изучать именно природу сознания (вопреки популярному в психология кон 19 — нач 20 вв мнению о невозможности такого исследования как научного). Особый интерес представляет выдвинутая в рамках такого изучения концепция Д Деннета о том, что сознание — это не поле и не фильтр, а особого рода деятельность психики, связанная с интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма Каждая такая интерпрета-ция гипотетична и может мгновенно сменяться другой, более соответствующей реальной ситуации В качестве факта сознание субъекту репрезентируется та гипотетическая интерпретация, которая одерживает верх над другими (этот процесс осуществляется за миллионные доли секунды) Однако отброшенные варианты интерпретации не исчезают, а сохраняются и могут быть осознаны в некоторых условиях Поэтому, согласно Деннету, граница между сознаваемыми и несознаваемыми явлениями весьма размыта. Важной особенностью сознания является его единство. Оно выражается как в единстве всех компонентов внешнего и внутреннего опыта в данный момент времени, так и в осознании единства переживаемого прошлого и настоящего И Кант считал, что единство сознания может иметь место только при условии единства Трансцендентального Я, являющегося центром и носителем сознания Результаты современного исследования сознания (как в философии, так и в психологии и других науках о человеке), дают основания для утверждения о том, что Я является культурно-историческим продуктом и что поэтому единство сознания, которое это Я обеспечивает, тоже не изначально дано Единство сознания определяется не биологией, не особенностями работы мозга (наличием в нем некоторых «центральных инстанций») и не психикой самой по себе Оно определяется наличием Я как ответственного за деятельность и поступки субъекта Поэтому единство сознания строится вместе с Я в конкретных культурно-исто-рических условиях Современная культурная и социальная ситуации несут угрозу единству Я и сознания В истории философии сознание иногда понималось как синоним совокупности идей — индивидуальных или коллективных В таком смысле употребляли этот термин, напр, Гегель и Маркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т д) Лит: Декарт Р Рассуждение о методе Метафизические размышления — Он же Избр произв М , 1950 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении — Он же Избр философ. произв , т 1 М , I960, Кант И Критика чистого разума — Он же Соч в 6 т, т 3 М , 1964, Гуссерль Э. Картезианские медитации М 1997, Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М , 1957, Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность М , 1975 Спиркин А. Г. Сознание и самосознание М , 1972, Лекторский В А Субъект объект познание М, 1980, Sartre J -Р L'Etre et le neant Essai d ontologie phenomenologique P, 1943, Ryle G The Concept of Mind L 1945 LacknerJ R and Garrett M Resolving Ambiguity Effects of Biasing Context in the Unattended Ear Cognition N Y, 1973, p 359-372, Jaynes J The Origins of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind L , 1976, Nagel T What Is it Like to Be a Bat? -Readings in Philosophy of Psychology v 1 L , 1980, The Mind s 1 Fantasies and Reflections on Self and Soul Composed and arranged by D Hofstadter and D Dennett Toronto—N Y—L , 1981, Armstrong D and Malcolm N Consciousness and Causality Oxf, 1984, Harre R. Personal Being Cambr (Mass), 1984, Searte J. R. The Rediscovery of Mind Cambr. (Mass), 1992, Dennett D. Consciousness Explained N Y, 1992 В А Лекторский | ||
![]() |
|