![]() |
“О создании Государственного музея Н.К. Рериха” Контрольно-ревизионная деятельность О Т Ч Е Т о результатах проверки использования коллекции картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Государственном музее Востока 1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3.28 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2002 год; решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол заседания Коллегии от 25 октября 2002 года № 33(316), п.12.1. 2. Цель контрольного мероприятия: проверка сохранения музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Российской Федерации. 3. Предмет контрольного мероприятия: анализ правомерности документов по передаче коллекции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха; установление фактического их наличия в Государственном музее Востока и соблюдение порядка учета, обеспечения сохранности, содержания, использования коллекции в Государственном музее Востока. 4. Объект контрольного мероприятия: Государственный музей Востока 5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 18 ноября по 27 декабря 2002 года. 6. Результаты контрольного мероприятия: 6.1. Наличие и правомерность документов по передаче коллекции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха Государственному музею Востока Проверкой установлено, что передача картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха в фонды Государственного музея Востока – (далее – Музей) осуществлена в установленном порядке по поручению Минкультуры СССР в период с 1980 по 1989 годы Всесоюзным художественно-производственным комбинатом имени В.Е. Вучетича в последующем, преобразованном в объединение (далее – ВХПК или ВХПО). Так, согласно приказу Минкультуры СССР от 15.12.80 г. № 147 в Музей передана 91 картина для организации выставки “Произведения Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из Индии”. Передача оформлена Актом № 5443 от 16.12.80 г. Возврат полученных картин Музеем осуществлен частично в количестве 62 произведений по Акту № 5753 от 17.03.81 г. В результате в Музее на временном хранении осталось 29 картин. В 1984 году ВХПО передает в Музей 233 картины из коллекции С.Н. Рериха для проведения выставки “Н.К. Рерих и С.Н. Рерих”. Передача оформлена Актом № 210 от 15.11.84 г. В 1985 году из фонда ВХПО в Музей передано 20 картин по Акту № 35 от 28.03.85 г. для организации выставки “Н.К. Рерих и С.Н. Рерих”. Согласно Акту сверки наличия музейных предметов № 260 от 15.12.1986 г. на временном хранении в Музее всего находится 282 картины Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, полученных от ВХПО. В результате сверки недостачи не обнаружено. На основании приказа Минкультуры СССР от 13.04.87 г. № 159 “О направлении выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в Майкоп, Краснодар и Иркутск” Музей передал 162 экспоната представителю Краснодарского краевого художественного музея им. Луначарского Актом № 257 от 10.09.87 г. На временном хранении в Музее осталось 120 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха. В дальнейшем Минкультуры СССР в приказе от 30.05.89 г. № 234 предписывает ВХПО передать для обеспечения сохранности произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха 282 экспоната Музею. Передача осуществлена в количестве 162 картин Актом № 163 от 27.06.89 г. Таким образом, в фонды Музея поступили на временное хранение 282 картины Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха, в том числе 122 произведения Н.К. Рериха и 160 произведений С.Н. Рериха. В 1993 году указанные картины поставлены Музеем на постоянный учет. 6.2. Изучение действующего в Государственном музее Востока порядка по обеспечению сохранности, ведению учетной документации музейных ценностей, соответствие порядка требованиям Инструкции по учету и хранению музейных ценностей Учет, содержание и сохранность картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха осуществляется Музеем согласно Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.85 г. № 290, действие которой на территории Российской Федерации подтверждено приказом Минкультуры РСФСР от 16.03.92 г. № 115. Для хранения картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Музее создан фонд Рерихов. Согласно приказу генерального директора Музея от 14.09.98 г. № 69 хранителем фонда Рерихов назначена Е.С. Кондакова. Всего на постоянном учете в фонде Рерихов находятся 431 произведение живописи и графики Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, в том числе: 143 произведения живописи Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, получены в дар от К.У. Кемпбэлл-Стиббе (США) в 1977 г. и в 1979 г.; 3 произведения Н.К. Рериха были закуплены в 1987–1988 гг. и 3 получены в дар в 1992 году; 282 картины получены по актам от ВХПО за период с 1980 года по 1989 год. Проверка учетных документов показала, что записи в учетных документах о постановке на постоянный учет 282 картин из коллекции С.Н. Рериха произведены на основании протокола заседания Фондовой комиссии Музея № 2 от 19.02.93 г. и приказа генерального директора Музея В.А. Набатчикова от 25.02.93 г. № 13. Картины зарегистрированы в Книге даров сектора комплектования под номерами с 675 по 956. Произведена соответствующая регистрация в Книге постоянного хранения (КП) № 34 под номерами с 43923кп по 44204кп. Картины зарегистрированы в инвентарной книге под номерами с 9353 по 9643 (II). Запись в инвентарную книгу сделана на основании инвентарной карточки. Проверка актов передачи картин на реставрацию показала, что 28 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха, выданные за весь период хранения на реставрацию, возвращены в фонд Рериха в полном объеме. Условия хранения картин соответствуют требованиям действующей Инструкции, картины хранятся в специальном помещении, оснащенном охранной сигнализацией, ведется контроль за температурным режимом. 6.3.Проведение инвентаризации картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, находящихся в Государственном музее Востока С целью установления фактического наличия картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха, хранящихся в Музее, проведена сверка наличия картин. Установлено, что на материально-ответственном хранении у хранителя Фонда Рерихов Е.С. Кондаковой находятся 282 картины из коллекции С.Н. Рериха., из них 122 картины Н.К. Рериха и 160 картин С.Н. Рериха. В результате проведенной сверки учетных обозначений, проставленных на картинах, с записями в Актах приема, в Книгах временных и постоянных поступлений, в инвентарных книгах и учетных карточках фонда, несоответствий в учетных документах не обнаружено. Учетные обозначения картин соответствуют присвоенным номерам при их постановке на постоянный учет в Музей по Акту № 54 от 12.03.93 г. Кроме того, проведенный сравнительный анализ списка картин, полученных Музеем от ВХПО по актам с 1980 по 1989 годы, со списком картин, предъявленных комиссии для проведения сверки наличия, показал следующее. За период с 1980 года по 1989 год Музеем проведены научные исследования по изучению картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха и уточнены названия отдельных картин. По Протоколу заседания Фондовой комиссии Музея от 02.07.96 г. и 18.07.96 г. Музеем внесена в учетную документацию уточненная атрибуция картин, отмечены расхождения в описании размеров картин с фактическими данными, внесены уточнения в их учетные номера, присвоенные им при постановке на постоянный учет в 1993 году. В результате уточнения произведены по 43 картинам, входящим в состав коллекции. При проведении сверки недостачи картин не обнаружено. 6.4. Проведение экспертно-аналитических мероприятий для установления соответствия предъявленных картин учетным документам На основании статьи 22 Федерального Закона “О Счетной палате Российской Федерации” от 11.01.95 г. № 4-ФЗ для проведения экспертно-аналитических мероприятий по программе данной проверки были привлечены специалисты: Г.З. Быкова – художник-реставратор Всероссийского Художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря; В.А. Дудаков – генеральный директор галереи “Новый Эрмитаж”; И.Е. Ломизе – старший научный сотрудник отдела научной экспертизы и технико-технологических исследований Всероссийского музейного объединения “Государственная Третьяковская галерея”. Указанными специалистами в присутствии работников Музея произведен визуальный осмотр картин1. Предъявленные картины изучены, произведен их обмер, проведен анализ их первичного описания по Акту приема на постоянное хранение № 54 от 12.03.93 г., дано заключение о степени их сохранности и проведенных реставрационных работах. При проведении экспертно-аналитических мероприятий, в частности, отмечено следующее: - предъявлено к осмотру 282 картины – 122 картины Н.К. Рериха и 160 картин С.Н. Рериха; - картины хранятся и экспонируются без стекла; - сохранена авторская монтировка и экранирование холста холстом; - выявлены опечатки и неточности в размерах отдельных картин; - ряд картин нуждается в реставрации; - сохранность картин тщательно и подробно описана в учетных карточках; - отмеченные в описаниях дефекты не угрожают сохранности картин и существенно не мешают их экспонированию; - проведены реставрационные работы 28 картин; - подписи и монограммы на картинах проверялись выборочно, по начертанию они соответствуют известным автографам Н.К. Рериха и С.Н. Рериха; - в ряде работ уточнены названия и время их создания, выявленные несоответствия названий идентифицированы на основании Протокола заседаний фондовой комиссии Музея от 02.07.96 г. и 18.07.96 г. 6.5. Проверка наличия договоров с организациями на проведение выставок, включая международные, соблюдение требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации “О вывозе и ввозе культурных ценностей” при их заключении Картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из коллекции С.Н.Рериха экспонировались Музеем на 8 внутримузейных выставках и на 8 выставках, проводимых сторонними организациями, в период с 1980 года по настоящее время. Выдача предметов из фонда Рерихов во временное пользование другим музеям, организациям и учреждениям производилась Музеем на основании письменного разрешения Минкультуры России и оформлялась соответствующими актами. Выдача экспонатов из фонда Рерихов на внутримузейные выставки производилась на основании приказа Генерального директора Музея и по соответствующим актам между хранителем фонда и хранителем выставки. Проверка Актов передачи на выставки, проводимые сторонними организациями, показала, что возврат произведений живописи Н.К. Рериха и С.К. Рериха произведен в полном объеме и в установленные сроки, с описанием степени сохранности картин. Проверка учетной документации показала, что в 1998 году 50 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из фондов Музея вывозились в Индию для участия в международной выставке на основании приказа Минкультуры России от 8 января 1998 года № 4 “Об организации выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в г. Дели, Индия”, что соответствует статье 28 Федерального Закона от 15 апреля 1993 года № 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”. Согласно указанному приказу и на основании разрешения Минкультуры России от 9 января 1998 года № 2-21-25 Музей передал картины в Государственный музейно-выставочный центр “РОСИЗО”. По окончании выставки 50 картин возвращены в Музей и приняты материально-ответственным хранителем фонда Н.К. Карповой по Акту от 10 февраля 1998 года № 28 от хранителя выставки И.Х. Румянцевой в фонд Музея. 6.6. Соблюдение требований Федерального закона “О музейном фонде и музеях в Российской Федерации” и других нормативных правовых актов. Для обеспечения сохранности творческого наследия семьи Рерихов Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1121 “О создании Государственного музея Н.К. Рериха” принято предложение Минкультуры России о создании в г. Москве Государственного музея Н.К. Рериха на правах филиала Государственного музея Востока, в котором будут находиться экспонаты Музея и Международного центра Рерихов. Государственный музей искусства народов Востока (далее – Музей) создан согласно Федеральному закону “О музейном фонде и музеях в Российской Федерации” от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ в форме учреждения и Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 294 “Об особо ценных объектах национального наследия России” отнесен к особо ценным объектам национального наследия. Международный центр Рерихов создан 20 сентября 1991 года в соответствии с Законом СССР “Об общественных организациях” на основании решения общего собрания участников Рериховского движения (Рериховские общественные фонды, отделения, общественные организации РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, представителями комиссии ЮНЕСКО, МИД СССР, Музей Рериха в Нью-Йорке и других). Центр является самоуправляемой добровольной общественной благотворительной некоммерческой организацией. Для размещения Государственного музея Н.К.Рериха указанным постановлением предусмотрена передача в оперативное управление Музею памятника архитектуры XVII-XIX в.в. “Усадьба Лопухиных” по адресу: Староваганьковский пер., д. 3/5 (ныне Малый Знаменский переулок) общей площадью 1900 кв. метров и в бессрочное и безвозмездное пользование прилегающего участка в границах территории усадьбы. Принято к сведению, что Музей предоставит помещения служебного флигеля на территории “Усадьбы Лопухиных” Международному центру Рерихов. Кроме того, дано поручение Минкультуры России и Правительству Москвы обеспечить реставрацию и реконструкцию “Усадьбы Лопухиных” за счет бюджетных средств, предусмотренных на государственные капитальные вложения. В пункте 7 данного постановления поручено Минкультуры России осуществить в 1993-1996 годах мероприятия по открытию вновь созданного музея. Проверкой установлено, что до настоящего времени мероприятия, предусмотренные Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1121 “О создании Государственного музея Н.К. Рериха”, не реализованы. Так, Государственный музей Н.К. Рериха на правах филиала Государственного музея Востока фактически не создан и не имеет юридического статуса. Объект федеральной собственности “Усадьба Лопухиных” по Малому Знаменскому переулку д. 3/5 (главный дом, флигель, ограда с воротами) общей площадью 1900 кв. метров с прилегающим земельным участком в границах территории памятника передан постановлением Правительства Москвы от 3 октября 1995 года № 812 Международному Центру Рерихов в долгосрочную аренду сроком на 49 лет. В здании “Усадьба Лопухиных” открыт 9 октября 1997 года Международным Центром Рерихов негосударственный Музей Н.К. Рериха, им же проведены ремонтно-реставрационные работы по “Усадьбе Лопухиных”. Согласно информации, изложенной в письме (с приложениями) Минкультуры России от 14 ноября 2002 года № 12-141/12-4, полученном по запросу Счетной палаты Российской Федерации, в 1994 году в федеральном бюджете было предусмотрено на реконструкцию и ремонт “Усадьбы Лопухиных” 13 млрд. рублей. В ходе проверки Музеем представлена справка о том, что данные средства в Музей не поступали. 6.7. Изучение и анализ документов по включению коллекции картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Музейный фонд Российской Федерации Картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из коллекции С.Н.Рериха включены в Музейный фонд Российской Федерации Минкультуры России в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” и на основании учетной документации Музея, согласно которой 282 картины Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из коллекции С.Н. Рериха находятся на постоянном учете в Музее с 1993 года и зафиксированы в основной учетной документации Музея под номерами с 43923кп по 44204кп. 6.8. Организация ведения бухгалтерского учета и отражения в отчетности находящихся на хранении музейных ценностей Музейные предметы, находящиеся на хранении в музеях, согласно Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17 июля 1985 года № 290, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат. Их учет ведется в специальной учетно-хранительской документации Музея. Данные о музейных предметах, находящихся на учете, отражаются в статистической отчетности по форме 8-нк “Сведения о деятельности музея”, утвержденной постановлением Росстата от 3 сентября 1999 года № 82. Учет расходов на содержание музейных ценностей ведется согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107. 7.Перечень оформленных актов: По итогам контрольного мероприятия составлен Акт проверки использования коллекции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в Государственном музее Востока на 25 листах с приложениями на 36 листах, который подписан без замечаний Генеральным директором Музея, главным бухгалтером Музея и Главным хранителем Музея. 8. Выводы Передача картин в фонды Музея осуществлена в установленном порядке по поручению Минкультуры СССР в количестве 282 произведения, в том числе 122 картины Н.К. Рериха и 160 картин С.Н. Рериха. Недостачи картин не обнаружено. Несоответствий предъявленных картин учетным документам экспертами не выявлено. До настоящего времени мероприятия, предусмотренные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1121 “О создании Государственного музея Н.К. Рериха” не реализованы, а именно: - Государственный музей Н.К. Рериха на правах филиала Государственного музея Востока фактически не создан и не имеет юридического статуса; - передача здания “Усадьба Лопухиных”, являющегося объектом федеральной собственности, осуществлена Международному Центру Рерихов постановлением Правительства Москвы от 3 октября 1995 года № 812 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет, а не Государственному музею Востока для размещения его филиала, как установлено в постановлении Правительства Российской Федерации. 9. Предложения Направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, в котором считали бы целесообразным вернуться к вопросу выполнения постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1121 “О создании Государственного музея Н.К. Рериха”. Направить информационное письмо о результатах проведенной проверки Президенту Международного центра Рерихов, заместителю Генерального секретаря ООН, Чрезвычайному и Полномочному Послу Ю.М. Воронцову. 10. Перечень представлений, предписаний, информационных писем: Информационное письмо в Правительство Российской Федерации. Информационное письмо Президенту Международного центра Рерихов, заместителю Генерального секретаря ООН, Чрезвычайному и Полномочному Послу Ю.М. Воронцову. Аудитор Счетной палаты РФ Ю.М.Воронин 1Проведение технико-технологической экспертизы (рентгенограмма картин, исследования в бинокулярный микроскоп (МБС), исследования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, исследования фактуры и фотографирования, исследование химического состава материалов, в том числе основы, грунта, красочного слоя, проведение микрохимического анализа, стилистики и т.д.) картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, по мнению специалистов осуществлявших экспертно-аналитические мероприятия, не требовалось в связи с высокой стоимостью вышеуказанной экспертизы (ориентировочная стоимость полной технико-технологической экспертизы одной картины составляет более 27 тыс.рублей, всех картин – около 10 млн.рублей). http://www.ach.gov.ru/results/voronin/9.shtml |
Несколько реплик к "ОТЧЕТУ ..." Цитата:
В данном виде он годится лишь для одного - подвести базу для приватизации наследия Рерихов и усадьбы Лопухиных. Позволю высказать несколько реплик и вопросов к данному "Отчету ...". Первое. К этому отчету для целостности картины не хватает еще некоторого материала: 1. Обращение МЦР ( N 583 от 16.10.2002) Председателю Счетной палаты РФ С.В.Степашину, который инициировал эту проверку. К письму был приложен ряд документов, объясняющих историю вопроса наследия. 2. Статьи А.П.Сапсая "Куда дели Рериха? Загадка музея Востока" из журнала "Финансовый контроль"N 5 (18) 2003. / http://www.fincontrol.ru/themes/finc...3&FoundID=5396 / Который приводит множество фактов работы комиссии не вошедшей в отчет. Александр Павлович Сапсай, когда опубликовал эту статью был в должности начальника отдела информационного обеспечения и издательской деятельности Управления информации и общественных связей Счетной палаты РФ. После её публикации последовали оргвыводы. 3. Статьи Ю.М.Воронина "О результатах проверки использования коллекции картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Государственном Музее Востока" из журнала "Финансовый контроль" N 8 (21) 2001. Это мнение аудитора, подписавшего этот отчет. 4. Статьи Л.В.Шапошниковой "Хотели как лучше, а получилось как всегда". В ней дан подробный анализ недобросовестности данного отчета. Все четыре материала имеются в журнале "Культура и время" N 1- 2004. Кого интересуют подробности, то они найдут их там. Второе. В результатах работы комиссии не отражен год передачи С.Н.Рерихом коллекции картин Н.К. и С.Н.Рериха. В результате 6 лет жизни этой коллекции (с 1974 по 1980) остались во мраке, судьба исчезнувших картин за этот период так и осталась нераскрытой. Каковы причины, что комиссия взяла за отсчет аж 1980 год? Потому, что кому-то выгодно было не замечать существование и других документов (кроме родившихся в недрах Минкульта)? Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Повторюсь немного. Цитата:
Пятое. Почему комиссией не были использованы сведения и документы переданные в Счетную Палату МЦР? Это были, например, - завещательное распоряжение С.Н.Рериха, письмо С.Н.Рериха Ельцину от 26.4.1992, письмо С.Н.Рериха "Медлить нельзя" (газета "Советская Культура" от 29.7.89г), и др. Комиссия обошла вниманием эти документы (предыдущего собственника картин). Почему? Разве проверка по промежуточным документам это основание делать такой вывод? Комиссия сузила свои полномочия внутри одного ведомства. Цитата:
Цитата:
А так как все красиво у комиссии в цифрах. 1980 год : 91-62= 29 картин. 1984 год: 29+233=262 картины. 1985 год: 262+20=282 картины. 1987 год: 282-162=120 картин. 1989 год: 162+120=282 картины. Только картины то всплывают, то исчезают. Что может еще вносить путаницу? Либо наличие в коллекции подделок, либо двойной учет картин дара К.У. Кемпбэлл-Стиббе, либо картины пропали еще в глубинах ВХПК. Комиссия эти расхождения не выясняла, так как она проверяла только Музей Востока. По поводу подделок. Комиссия только отметила дороговизну стоимости экспертизы и все. Цитата:
Пятое. На каких основаниях в "Отчете ..." усадьба Лопухиных отнесена к федеральной собственности, когда она является собственностью города Москвы? Откуда взялось это неподтвержденное "мнение" в таком серьезном документе? Комиссия не вникла в этот вопрос. Шестое. На каком основание комиссия предлагает включить в собственность "Государственного музея" собственность негосударственного музея? Или Конституция РФ (ст.35) не закон для комиссии? И еще много подобных вопросов, которые можно бесконечно задавать, но их как будто никто не слышит... Спасибо, конечно, что привели его, но ... Можно ли верить такому отчету? |
Предложеие. Нам важны не сухие ОТЧЁТЫ и БУМАГИ. А живая ваша позиция и ответы и предложения из ВЫХОДА из сложных ситуаций! Сколько будет длиться этот ПРоцесс и отемнять исветлые имена наших Учителей и Ведущих!? Серьезнее и суровее и мудро подойдите и решите! Когда же это закончиться?! Где ВЫход? И решение? А это лакмус? |
Re: Несколько реплик к "ОТЧЕТУ ..." Цитата:
|
Re: Несколько реплик к "ОТЧЕТУ ..." Цитата:
|
Re: Несколько реплик к "ОТЧЕТУ ..." Цитата:
Документ как раз показывает, что в музей Востока были переданы из ВХПК 282 картины и, что все, что передано есть в наличии. Иными словами, все утверждения о краже (продаже) картин из музея Востока являются ложью. |
Re: Несколько реплик к "ОТЧЕТУ ..." Цитата:
Цитата:
|
Re: Несколько реплик к "ОТЧЕТУ ..." Цитата:
|
Часовой пояс GMT +3, время: 18:17. |