![]() |
Евгений Сидоров: Я не смог доказать, что культура выгодна В день своего 70-летия бывший министр культуры рассказывает, почему сейчас он бы не сел в это кресло ![]() Начальником Евгений Сидоров был не всегда. Сначала он был литературным критиком. За что неоднократно сам подвергался критике. В конце 1960-х, за послесловие к повести В. Аксенова «Затоваренная бочкотара», был вызван на ковер райкома КПСС. В 1975 году поднял перо на святая святых — на роман секретаря Союза писателей Юрия Бондарева. А в 1984-м поставил под сомнение величие так называемого сибирского романа (Г. Марков, П. Проскурин, А. Иванов). За что был чуть не уволен с должности проректора Литинститута. Однако началась перестройка. Сидорова не тронули. Вернее, вскоре тронули — назначили министром культуры. — В 1991-м мою судьбу решили в течение 10 дней. Инициаторами были Михаил Ульянов, Дмитрий Лихачев, Юрий Карякин… Я был в то время ректором Литературного института. — А если бы вы были министром культуры сегодня? — Сегодня министром культуры я быть не могу. Во-первых, я против гуманитарной политики Кремля и ее образовательной программы. Я не понимаю такие слова, как суверенная демократия, национальный проект… По мне — лучше честно исполнять национальный бюджет. А он не исполняется. — Выходит, вы бы даже не знали, с чего начать? — Знал бы, да что толку! Заметьте, в посланиях президента России, а их было уже семь или восемь, ни разу не упоминалась культура. — А когда вы были министром, было иначе? — Тоже полное равнодушие. Один из законов был принят Верховным советом уже при мне: выделять из федерального бюджета 2% на культуру (и 6% — от местных органов власти). И ни разу я не получил эти несчастные 2%. То 0,3%, то 0,1%. Один-единственный раз получил 1%. При мне сменилось 7 или 8 министров финансов. Поверьте, среди них были и очень приличные люди. Но их сразу увольняли. А уж как я старался приобщить к культуре наших правителей! Один раз, после правительственного посещения у Захарова «Женитьбы Фигаро», они написали свои отзывы на спектакль. «Литгазета» выделила на это целую полосу! Ну и что? Им это немного льстило, не более того. Я говорил тогда Чубайсу: «Не приставайте ко мне с приватизациями библиотек, театров, музеев. Покажите сначала, как будут работать сельское хозяйство, машиностроение, промышленность. А музеи и библиотеки пусть поживут по старинке, на воле». — Кое-что вам все-таки сделать удалось… — Во-первых, я начал увольнение директора Ленинки. Это была моя личная борьба, потому что, как только я начинал его увольнять, он приносил справки, что тяжело болен. Это длилось два года. За это время он организовал целую серию статей против меня. Но дело все-таки дошло до Верховного суда. И я, вспомнив о своем юридическом первородстве, сам (будучи министром) ходил в суд и по два часа доказывал, почему этот человек не может быть директором такой библиотеки. — В Туле вы тоже сменили руководство Ясной Поляны. — Да, и поселил там Толстых. Они замечательно ведут хозяйство. А в Эрмитаж вернули Михаила Пиотровского. Я открыл запасники музеев и, что очень для меня важно, вернул провинции ее краеведение. — В это же время вы были председателем комиссии по вручению Госпремий. — Мне удалось изменить начальственный взгляд на Государственную премию. Ее стали получать не Иванов и Проскурин, а Битов, Давыдов, Ахмадулина, Новелла Матвеева… — Наверное, приятно быть хорошим начальником. — Самое удивительное, что начальником я почему-то был всегда. Должно быть, это вызывало подозрение: «Почему?». Я тоже не раз задавал себе этот вопрос и пришел к выводу, что это из-за внешности. Когда на международном молодежном форуме в 1959 году нужны были на плакат три парня: черный, желтый и белый — то белым выбрали меня. — Хочу спросить вас как литературного критика: почему именно в те годы так упали тиражи литературных журналов и хороших книг? — К концу восьмидесятых жажда по самиздату была уже утолена. Из-за жуткого расслоения в обществе изменился сам читатель. Ведь раньше у нас и писатели любимые были общие, был общий литературный контекст. А теперь у каждого — свой писатель. — Лет тридцать назад вы сказали, что новое качество приходит в литературу с новым героем. Кто сегодня наш герой? — Сегодня героя нет. А значит, эпос невозможен. Мы не знаем, в какой стране живем и куда наша страна движется. Мы не чувствуем под ногами почвы. Откуда же она возникнет у героя? Наше время похоже на густой бульон. Он все варится, варится… — Пока не превратится в холодец? — Надеюсь, нет. Кстати, поэзия пострадала меньше. Потому что частная жизнь, любовь и смерть — неотменимы. И герой здесь — сам автор. — А что вы сами сейчас читаете? — По большей части историко-философские книги. Мне важно понять, куда движется страна. Я категорически против евразийских вариантов. Я против спекуляции на тему восточных оккультных сюжетов, против нерационального использования России так называемой петербургской группой, против ее византийского проекта. Вся наша культура, весь наш образ в мире — конечно, европейский. Мы — особая часть Европы. — Вы уверены, что мы европейцы? — Европа должна быть у нас дома. Либо мы станем европейцами, либо нас не будет. — А что вам лично так и не удалось сделать? — Может, это и моя вина, но мне не удалось доказать, что культура — основа человеческого существования. Мне так и не удалось доказать, что культура — выгодна! Анна Саед-Шах 11.02.2008 http://www.novayagazeta.ru/data/2008/10/28.html |
Ответ: Евгений Сидоров: Я не смог доказать, что культура выгодна Цитата:
|
Ответ: Евгений Сидоров: Я не смог доказать, что культура выгодна Цитата:
|
Ответ: Евгений Сидоров: Я не смог доказать, что культура выгодна Цитата:
Но кое-что мы просто обязаны взять у Европы. Правда, для этого мы должны почувствовать, что Европа отстаёт от нас, теряет свои лидирующие позиции. На самом деле так оно и происходит - Европа нравственно разлагается, хоть внешний румянец её культуры безупречен. Просто внутренне мы ещё не готовы почувствовать не просто свою разность, отличие, но и свою духовную мощь. Ещё время не пришло, когда наше истинное искусство и культура придёт к пробуждению. |
Ответ: Евгений Сидоров: Я не смог доказать, что культура выгодна А я не понял, почему эта публикация в "Новостях Рериховского движения"? |
Часовой пояс GMT +3, время: 14:55. |