Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей

Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей (http://forum.roerich.info/index.php)
-   Новости Рериховского движения (http://forum.roerich.info/forumdisplay.php?f=64)
-   -   К 165-летию со дня рождения Куинджи (http://forum.roerich.info/showthread.php?t=4419)

Владимир Чернявский 10.07.2007 12:23

К 165-летию со дня рождения Куинджи
 
http://www.pr.ua/news.php?new=4296

К 165-летию со дня рождения Куинджи

Великий учитель жизни

В этом году исполняется 165 лет со дня рождения великого художника Архипа Куинджи, нашего земляка. К этой юбилейной дате будет приурочен Первый международный фестиваль искусств имени А. Куинджи, который будет проходить в Мариуполе в начале сентября. В рамках фестиваля в городском Центре современного искусства и культуры будут выставляться 300 живописных работ лучших художников Украины. В преддверии этой даты предлагаем нашим читателям ознакомиться с интересными подробностями из жизни знаменитого мариупольца.


Сам Архип Иванович часто путался при упоминании даты своего рождения, в одном из запросов указал 1841 г. В его паспорте писались 1842 и даже 1843 годы.


Существует еще одно свидетельство - вид на жительство, выданный в 1870 году Мариупольской городской управой. В нем отмечено, что Куинджи 28 лет. Отсюда датой рождения художника принято считать 1842 год. Так что нынешний, 2007-й год мариупольцы с полным основанием могут отмечать как юбилейный - 165-летия нашего великого земляка.


Архип Иванович Куинджи был не только великим художником, но и талантливым учителем художников. Он открыл новую страницу своей жизни - педагогическую. О его чуткости, умении поддержать и направить молодых художников слагались легенды. Его ученики не копировали, они творили и поэтому становились не только замечательными живописцами, но и выдающимися людьми. Из его мастерских вышли такие художники, как Николай Рерих - его полотна красочно и вместе с тем философски воссоздают и жизнь древних славян, и далекую Индию; Аркадий Рылов - с его замечательным полотном "В голубом просторе". Рылову-
лирику как бы противостоит Александр Борисов - первооткрыватель Дальнего Севера в искусстве. Для того, чтобы понять и почувствовать Север, он в конце ХІХ века поехал на Новую Землю и целый год прожил в одиночестве. Замерзали на палитре краски, на тридцатиградусном морозе примерзали рукавицы, а он писал этюды. Его работами восхищались Суриков, Васнецов, Репин.


Константин Богаевский создавал неповторимый образ Крыма. Встающая из воды сказочная Атлантида, вулканы, развалины генуэзских крепостей и морские волны у берега - это мир художника. Кстати, Куинджи пригласил Богаевского в свою мастер-скую, когда его хотели исключить из академии за бездарность. Один из основателей латвийской живописной школы Вильгельм-Карл Пурвит, "латышский Левитан", влюбленный в вечерние лучи, сумерки над хуторами. Константин Вроблевский, увлеченный романтическими легендами родной Польши. Михаил Латри вместе с
К. Богаевским работал в Крыму, Феодосии, он внук Ивана Константиновича Айвазовского. Николай Химона с его благоговением перед легендами и руинами Греции.


Как Куинджи подбирал себе учеников? Молодой художник показывал свои работы, Архип Иванович неторопливо, внимательно рассматривал их, и, если они ему понравились, он тут же принимал его в свою мастерскую. Работали в мастерской много - Куинджи нельзя было разжалобить ссылками на усталость. "Искусство - не игра для развлечения, - говорил он. - Играть с искусством - тяжкий грех!"


Сохранились воспоминания и о других его разговорах. Неведомский рассказывал, как Куинджи советовал ученикам: "Надо научиться выражать то, что нас волнует, что является вашим внутренним чутьем, вашим переживанием". Для каждого своего ученика Куинджи умел находить тот путь, который ближе всего вел к цели и отвечал размерам отпущенного ему дарования. Обратимся к свидетельству К. Богаевского: "Куинджи никого из нас не теснил: пиши - что хочешь и как хочешь. Лишь бы это было сделано не легкомысленно, а с большой любовью и убежденностью. И чтобы было в твоей работе "это внутреннее"... А "внутреннее" - это было не копирование природы, не натурализм, не эскиз и не картина, написанная по этюду, а комплекс тех впечатлений, который где-то глубоко откладывается в душе художника от виденного".


Разбудить в учениках творческое восприятие мира - вот что учитель считал своей задачей; он требовал самостоятельности мысли, способности выявить свое, личное впечатление от природы. Но он не только требовал - ученики были его семьей. После занятий собирались за самоваром, ужинали все вместе по-студенчески: из соседнего трактира приносили сосиски и булочку, читали, спорили об искусстве, музицировали. Богаев-ский играл на гитаре, Латри - на мандолине, Зарубин - на скрипке. Иногда выступал и сам Куинджи - тоже со скрипкой.


Его ученики, независимо от того, считались ли они прославленными художниками или заняли в истории русской живописи малое место, такие, как Я. Бровар или Е. Столица, Г. Колмыков или В. Зарубин, неразрывно связаны между собой общностью отношения к жизни. Они стремились воспитывать своим искусством в людях светлые чувства, расширить их мир, раскрыть им красоту и сложность жизни. И не случайно ученики Куинджи не были похожи друг на друга. Почти каждый из них - индивидуальность. Они нашли свою дорогу в жизни, и все- понимающий Архип Иванович всеми силами помогал им в этом. "С нами Куинджи и вся его святая сила!" - написал К. Богаевский на фотографии, где был снят выпуск великого учителя жизни.

А. ПРОЦЕНКО, писатель, краевед.

Георгий Радуга 12.07.2007 16:57

Ответ: К 165-летию со дня рождения Куинджи
 
Н. К. Рерих посвятил несколько прекрасных очерков своему Учителю Архипу Ивановичу Куинджи, думаю, при желании Вы найдёте и прочтёте их сами!
Добавлю только -
Елена Ивановна Рерих писала: «Не согласна с Вами, что дар слова так уж необходим. Это недурное подспорье, но и только. Самое главное, это качество нашей ауры. Часто красноречивый оратор оставляет лишь мимолётное впечатление, если его аура была ничтожна духовным напряжением. А два, три слова, сказанные от сердца носителем светлой ауры, перерождают человека, прикоснувшегося к нему. Потому главное воздействие не в словах, но в качестве и напряжённости нашего внутреннего огня. Одно присутствие такой огненной ауры в многочисленном и пестром собрании вносит свой умиротворяющий аккорд. Случается, что заурядный лектор как-то особенно зажёг своих слушателей, и он относит это к себе, а на самом деле, может быть, в толпе слушателей находились одна или две напряжённые и гармоничные ауры, которые и создали мощными вибрациями благоприятную атмосферу для восприятия. Архип Иванович Куинджи, учитель Николая Константиновича, был совершенно лишён дара слова, с трудом и с большими паузами мог связать несколько слов, но силою своего внутреннего огня этими несколькими словами он производил огромное впечатление. Мощи его духа так шла эта обрывистая речь, как бы тяжёлые удары молота ваятеля высекали искры из каменных глыб».


Часовой пояс GMT +3, время: 03:17.