вспоминая Фалеса, послушает фрагмент книги «Мистерион»
Часть 1 Минуты длились в чёрной бездне, как века!
И Он почувствовал Эпоху зарожденья
Земли бесформенной потоками круженья...
Сатурн вращался мрачной тучей, как река.
Река, чьё имя – Океан – времён теченье,
Так представляли люди древние его,
Сатурна грозного, что дал исток всего
Земного мира и времён обозначенье.
Подобно призрачному шару в темноте
Юпитер выступил на солнечной орбите,
Томясь на привязи, на огненном магните
Ретивым пленником, страдающим в узде.
Элохим вырвали богиню с рук Супруга,
Чтоб повернуть Его, летящего сквозь бездну...
Архангел павший повторял:
- Я не исчезну...
Вернись ко мне, Иштар, любимая подруга!
Как снег бела, та в бессознании плыла
Вокруг одной полуразрушенной планеты.
Не различая ни себя, ни вихри света,
Ни зов Супруга, уплывавшего в века...
И в страшных судорогах Огня и сил Воды
Земля - звезда Борьбы и Боли - улыбнулась
Покровом зелени... Иштар в тот миг очнулась
И устремилась к ней лавиною с горы...
и далее в эл. книге…
https://online.pubhtml5.com/ucdb/tley А теперь послушаем самого авторитетного свидетеля, говорящего о Фалесе, Демокрите и других философах:
АРИСТОТЕЛЬ. О душе А 2. 405 а 19:
[Из предшествующих философов одни исходят из концепции души как принципа движения, другие — как принципа ощущения и познания]. Также и Фалес, судя по воспоминаниям [о нём], полагал душу двигательным началом… Аристотель избегал, не имея сочинений Фалеса, обвинять его в вульгарности учения, [как делают современники наши]. Испытывал к нему пиетет, поскольку воспоминания сохранили много достопримечательных воззрений Фалеса. Так, например, как передают, он говорил, что «Провидение проникает вплоть до крайних пределов [космоса] и ничто от него не ускользает, даже малейшее». По этой причине он не приписывает ему мнения, по которому душа состоит из воды, или начало всех вещей в воде, но говорит лишь, что он также наделял душу движением, текучестью, символизируемой водой.
А вот современные исследователи почему-то решили называть античную философию наивной, не осознавая истинности в учениях мудрецов. Конечно, в любом тексте или труде, учении можно при желании найти несоответствия своим представлениям о правильном и неправильном, но не будем забывать, что каждое представление, каждое восприятие уникально по природе.
И вот ещё свидетельства исторических документов.
22 а. Мнения философов, IV, 2, 1: Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией.
23. Мнения философов, I, 7, 11 (Стобей): [“Что есть бог?”] Фалес полагает, что бог — это ум (nous) Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение.
Аристотель в Никомаховой этике, (VI, 7, 1141 b 2—
говорит: Из сказанного ясно, что мудрость (sophia) есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Поэтому Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрыми (sophoi), а не умными (phronimoi), видя, что они игнорируют собственную выгоду, и говорят, что они знают нечто исключительное, изумительное, трудное и божественное, но бесполезное, ибо они ищут не человеческих благ.
***
Эхо Птолемея Пусть смертен я и короток мой век, но в темноте божественных глубин
Я созерцаю звезд всевышних бег, и возношусь - с Создателем един…
И жаждущий бессмертья дух мой пьёт
Напиток, что миры воссоздаёт.