В комплексе зданий ООН в Женеве открывается выставка "Пакт Рериха. История и современность", посвященная международному договору "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников".
Знаменитый русский художник Николай Рерих, получивший также юридическое образование, в начале прошлого века стал инициатором всемирного движения в защиту культурных ценностей. Впервые он выдвинул эту идею в связи с проходившими в 1906-1908 годах в Гааге переговорами о правилах ведения боевых действий, а в начале 1930-х годов, уже в других исторических условиях, смог организовать широкое общественное движение в поддержку своих инициатив. Однако движение за подписание Пакта Рериха в предвоенной Европе не достигло своей цели, а вот участники Панамериканского союза, включая США, в 1935 году этот документ подписали. После войны с использованием концепции Пакта Рериха была заключена Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. О значимости миротворческой деятельности Рериха и выставке в Женеве РС рассказывает один из ее организаторов, первый заместитель генерального директора Музея имени Рериха Международного центра РериховАлександр Стеценко.
– Пакт Рериха и сейчас остается уникальным международно-правовым документом. До сих пор еще не существует соглашения, которое было бы направлено на сохранение культурного достояния всего человечества не только в военное, но и в мирное время. В наше время актуальность Пакта Рериха возрастает: наш мир, увы, очень непрочный, он постоянно подвержен различным конфликтам и войнам. Нет мира как внутри человека, так и вокруг всех нас. Лейтмотивом Пакта Рериха был призыв художника и мыслителя – "Мир через культуру". Рерих предложил – своим пактом –действенный механизм сохранения и поддержания мира именно через культуру: расширяя поле культуры, мы сужаем поле войны.Впервые Рерих обратился к этой теме в самом начале ХХ столетия, пытался добиться от императорской России инициативы в расширении системы Гаагских конвенций о военных преступлениях. Тогда его не услышали.
– Ни наличие Пакта Рериха, ни наличие Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта не избавило мир от утраты шедевров: уже в XXI веке разрушены статуи Будды в Бамиане, разграблен Национальный музей в Багдаде.
– Основное содержание Пакта Рериха не было, как известно, включено в положение Гаагской конвенции. Конвенция направлена на сохранение памятников исключительно во время вооруженных конфликтов, а он предлагал создать постоянно действующую систему охраны памятников мирового значения. К сожалению, тогда не услышали Рериха многие власть имущие. В Европе его идею поддержали общественные организации и общественные лидеры. На государственном уровне Пакт Рериха получил поддержку только в США и Латинской Америке.
– В советское время к творчеству Рерихов относились сдержанно. Москва поддерживала миротворческие инициативы Николая Рериха?
– Москва в 1930-е годы никак не прореагировала, несмотря на то что Николай Константинович Рерих обращался за поддержкой. Известно, что Москва приняла активное участие в Гаагской конвенции 1954 года. Есть документы, свидетельствующие о том, что представители Советского Союза просили более активно включить положения Пакта Рериха в Гаагскую конвенцию. Пакт Рериха и сейчас открыт для присоединения. К сожалению, пока этот процесс не продолжается, потому что, мне кажется, просто забыли о Пакте Рериха. Мы сейчас проводим различные международные проекты, выставки для популяризации начинаний Рериха – в разных странах Латинской Америки, а в следующем году мы начнем турне по странам Азии.
– Что конкретно собой представляет выставка в Женеве?
– Она включает в себя несколько разделов, посвященных истории создания Пакта Рериха, подписанию документа в Белом доме в 1935 году. Есть раздел о деятельности дипломата Юлия Воронцова, много лет возглавлявшего Центр Рерихов. На выставке будут представлены копии картин Николая Рериха, посвященные идее его Пакта, в частности знаменитая картина "Град обреченный". Мы демонстрируем также фильм Людмилы Шапошниковой "Зов Космической эволюции", он, в частности, рассказывает о пророческих картинах Николая Рериха, который задолго до Первой мировой войны предсказал крушение трех монархических династий, в том числе и династии Романовых, – рассказал Александр Стеценко.
Отличительным знаком Пакта Рериха и его космологической теории стала придуманное им Знамя Мира. Эта эмблема восходит к древним наскальным изображениям Тибета – обведенный красным белый круг, внутри которого расположены три соединенных друг с другом красных сферы. О символике знака рассказывает автор фильма "Зов космической эволюции" – это тоже часть посвященной миротворческому наследию Николая Рериха женевской программы – Людмила Шапошникова.
– Три круга – это настоящее, прошлое и будущее, а большой круг – это круг вечности. Вот такой смысл: все это едино и все в мире сотрудничает друг с другом. Эта тысячелетняя философия. В истории человечества случаются такие моменты, когда возникает необходимость сказать о новом сознании. В данном случае речь идет о сознании космическом. Николай Константинович был связан с этим новым сознанием и новой наукой. Мы говорим: человек есть часть космоса, но точно себе не представляем, что это такое. Рерих был убежден: человек есть космическое существо, неземное, ведь Земля – часть космоса и все, что на земле происходит, связано с космосом. Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале – тибетской территории, из которой исходят несущие новое знание люди. Ведь знания не падают человеку на голову, есть целый отряд вестников, людей, у которых уровень сознания выше, чем у остальных землян. И через них шли эти знания – новая наука, новое искусство. В определенном смысле и Елена Ивановна Рерих, и Николай Константинович Рерих – это были вестники, которые несли из структуры Шамбалы знания в обычный мир. Круг Мира – один из элементов такого знания.
Копии картин Николая Рериха, уникальные фотографии и архивные документы представлены на выставке в Европейском отделении ООН в Женеве.
Выставка, посвященная Пакту Рериха – первому в истории международному договору о защите культурного наследия – открылась сегодня в Европейском отделении ООН в Женеве. В этом документе, подписанном в 1935 году, увековечено имя его автора, выдающегося русского художника, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля Николая Рериха. В основу экспозиции лег мемориальный архив Рерихов – копии картин мастера, уникальные фотографии, архивные документы из фондов Международного Центра Рерихов /МЦР/. В общей сложности в Женеву привезли около 200 экспонатов. Центральное место на стендах, установленных в фойе одного из самых оживленных зданий комплекса, корпусе “Е”, где традиционно проходят важнейшие конференции, занимают копии картин художника, которые так или иначе связаны с Пактом Рериха. Полотна были специально написаны к Международным подготовительным конференциям к принятию договора /1931, 1932, 1933 года/. На многих из них, например, на полотне “Мадонна Орифламма” /1932 год/ изображено символизирующее Пакт Знамя Мира – белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. На выставке также представлены современные фотографии. Снимки демонстрируют, что базовые принципы, заложенные в Пакте Рериха, которому через два года исполнится 80 лет, грубо нарушаются и по сей день. Уничтоженная талибами статуя Будды в Бамиане, разграбленный Национальный музей Ирака, разрушенные мечети в Косово и храмы в Сирии – кадры говорят сами за себя. Привлечь внимание к этой проблеме – именно в этом и заключается одна из главных целей выставки. “Необходимо просвещать население, показывая то, что понимала великая семья Рерихов – каждый народ имеет собственные духовные ценности и памятники, нуждающиеся в охране”, – подчеркнул в беседе с корр.ИТАР-ТАСС президент МЦР Алексей Постников. Он рассказал о том, что ведется работа над тем, чтобы разработать обновленный Пакт, который учитывал бы современные реалии. “Мы живем в XXI веке и вызовы сегодня еще более острые, чем в прошлом веке, – отметил Постников. – Пакт Рериха требует доработки с учетом национальных, межконфессиональных конфликтов, которые не были так выражены в ту эпоху, когда документ создавался”. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая в Гааге 1954 году, которая базируется на Пакте Рериха, по словам главы МЦР, не является всеобъемлющей, так как не охватывает такие сферы, как наука. Кроме того, в ней не говорится о защите культурных ценностей в мирное время. В Женеве выставка продлится до 16 июня. Параллельно подобные передвижные экспозиции откроются и в других странах. В начале мая выставка была организована в столице Аргентины – Буэнос-Айресе. Планируется открытие экспозиций в Уругвае, Перу, Чили, Бразилии, а также в Германии, Испании, Индии, Китае, Монголии, Японии. Как рассказала корр.ИТАР-ТАСС заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Наталья Черкашина, “Николай Константинович мечтал, что там, где будет развиваться Знамя Мира, не будет войн, не будут уничтожены памятники, не будут убиты люди”.
Торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в Женеве
12 июня 2013 года в день национального праздника Российской Федерации – «День России» – во Дворце Наций Отделения ООН в Женеве торжественно открылась выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». Выставка посвящена международному Договору «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который вошел в историю как Пакт Рериха, увековечив имя его автора, выдающегося русского художника, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля Николая Рериха. Выставка организована Международным Центром Рерихов совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов и Постоянным представительством Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве при поддержке Министерства иностранных дел РФ. В экспозицию выставки входят материалы, рассказывающие о создании Пакта Рериха, уникальные фотографии, ценнейшие архивные документы из фондов Международного Центра Рерихов. Представлены также репродукции на холсте картин Н.К. Рериха. Часть экспозиции посвящена деятельности Ю.М. Воронцова, выдающегося дипломата, борца за мир и культуру, который, будучи последние семь лет жизни президентом Международного Центра Рерихов, внес большой вклад в популяризацию идей Пакта Рериха. Выставку открыл заместитель Генерального секретаря ООН, Генеральный директор Отделения ООН в Женеве, видный государственный деятель Казахстана К.-Ж.К. Токаев. Также выступили постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве (Швейцарии) А.Н. Бородавкин и президент МЦР А.В. Постников. Торжественную церемонию открытия вел директор Библиотеки Женевского отделения ООН Д. Чикваидзе.
В мероприятиях, организованных в ходе открытия выставки, приняли участие представители дипкорпуса в Женеве, послы иностранных государств, представители международных общественных организаций, а также сотрудники Секретариата ООН.
В дар Европейскому Отделению ООН президент МЦР передал отличительный флаг Пакта Рериха Знамя Мира, а Библиотеке Дворца Наций – раритетные издания, ряд документов, связанных с историей Пакта Рериха, а также книги, изданные МЦР.
Выставку предварила презентация фильма Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой «Зов Космической Эволюции», посвященного двум великим личностям XX века – Николаю и Елене Рерихам. В нем впервые дается представление о духовных истоках их выдающейся культурной деятельности: о философии космической реальности Живой Этике, крупнейшей экспедиции в Центральную Азию, Гималайском Институте научных исследований «Урусвати», Пакте Рериха.
Интервью М. Николовой с председателем Национального общества имени Рерихов — Болгарского отделения МЦР Маргой Куцаровой / сайт интернет-издания «Журнал Европейский Парламент» от 12.06.13 / Болгарский
Выставка-музей "Пакт Рериха. История и современность" организована в Европейском отделении ООН
На большом глобусе, с которого начиналась выставка, флажками отмечены те города, где развевается это знамя. Пока смотрятся они очень одиноко...
Большой светящийся изнутри глобус медленно вращался, вызывая неподдельное любопытство у всех, кто оказался в этот день - по работе или на экскурсии - во Дворце Наций, штаб-квартире Европейского отделения ООН в Женеве. Посетители здания, где расположилось представительство всемирной организации, с удовольствием фотографировались около модели нашей планеты с установленными на ней флжками, символизирующие Знамя Мира. После импровизированной фотосессии люди оглядывались по сторонам и, привлеченные картинами Николая Рериха, начинали знакомство с выставкой "Пакт Рериха. История и современность". Основная задача экспозиции, организованной Международным центром Рерихов (МЦР) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов, - напомнить о необходимости объединения усилий мирового сообщества во имя сохранения и защиты культурного достояния человечества. Мир на планете Земля возможно сохранить, по глубокому убеждению Николая Рериха, только сохранив на ней культуру. Поэтому лейтмотивом Пакта был его призыв: "Мир через культуру". Все эти цели вот уже как почти 80 лет прописаны в Пакте Рериха. Документ, увековечивший имя его автора, выдающегося русского художника, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля Николая Рериха был подписан еще в 1935 году, став первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Но, как выясняется, сегодня мало кто осведомлен о его существовании. - В апреле прошлого года мы провели похожую выставку в Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже и были удивлены, что многие работающие там представители других государств не имели представления о Пакте Рериха. Для нас это было неожиданностью, - говорит заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Наталья Черкашина. Николай Константинович Рерих мечтал, что там, где будет развиваться Знамя Мира, не будет войн, не будут уничтожены памятники культуры, не будут убиты люди... Получается, что если уж в ЮНЕСКО не все знают о Пакте, который лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 1954 года, то что уж говорить о широкой публике? Дабы исправить это положение, МЦР и организовал масштабную международную выставку, которая с мая этого года начала свое турне по странам Латинской Америки, являющихся также подписантами Пакта Рериха. В экспозицию этих выставок вошли около 200 экспонатов. - Необходимо просвещать общество, показывая то, что понимала великая семья Рерихов: каждый народ имеет собственные духовные ценности и памятники, нуждающиеся в охране, - подчеркнул президент МЦР Алексей Постников. Центральное место на стендах, установленных в фойе одного из самых оживленных зданий комплекса, корпусе "Е", где традиционно проходят важнейшие конференции, занимают картины художника. Большинство из них так или иначе связаны с Пактом Рериха. Например, некоторые полотна были специально написаны к Международным подготовительным конференциям к принятию договора - в Брюгге в 1931 и 1932 годах и в Вашингтоне в 1933 году. Далее им на смену приходят исторические фотографии. На них видны развалины Дрезденской картинной галереи, не пережившей бомбардировок Второй мировой войны, разграбленный и сожженный Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом... Проходят годы, но ничего не меняется, вторят им современные снимки, демонстрирующие, что базовые принципы, заложенные в Пакте Рериха, и по сей день грубо нарушаются: уничтоженная талибами статуя Будды в Бамиане, разграбленный Национальный музей Ирака, разрушенные мечети в Косово и храмы в Сирии... Фотографии говорят сами за себя. Поэтому именно сейчас, уверены в МЦР, Пакт Рериха как никогда актуален и, в отличие от Гаагской конвенции, всеобъемлющ, так как более полно охватывает все сферы культурной деятельности человечества и обязывает защищать не только объекты культуры в мирное и военное время, но и весь персонал, работающий на этих объектах. Заместитель генерального директора музея по научной работе Виктор Фролов, в свою очередь, уверен, что проблема заключается в том, что человечество еще всерьез не приступило к реализации этих идей. "Реализация идей и статей Пакта, - считает он, - может потребовать дополнительных, конкретных мер, но сами они должны остаться нерушимыми, так как отвечают чаяниям подавляющего большинства человечества: культура содержит тончайшую энергетику, а мы посредством этой энергетики взаимодействуем с более высокими структурами Космоса". По его словам, в настоящее время на Землю идут мощные потоки энергии из Космоса и только человек, обладающий высокой энергетикой культуры, способен ее ассимилировать, но он этого не сможет сделать, не сохранив на нашей планете культурное наследие человечества и не обогатив себя им. Более того, Николай Константинович считал, что этот Пакт налагает обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом. - Пакт Рериха имел широкую направленность и был рассчитан в какой-то мере на массовое движение в защиту культуры, - считает Людмила Шапошникова, первый вице-президент Международного центра Рерихов, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха. - Николай Константинович писал: "Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми". Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власти предержащие, является ее носителем, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры"... Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества. "Кроме правительственных распоряжений, - писал Николай Рерих в связи с Пактом. - Именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение". Выступая на открытии выставки, генеральный директор Европейского отделения ООН в Женеве Касымжомарт Токаев назвал выставку, а равно как и само заключение Пакта Рериха, уникальным событием. - Оно уникально в том смысле, что философское мировоззрение Николая Рериха было облечено в юридическую форму, и это - редчайший случай в истории человечества и международных отношений, - сказал он, признав, что, по сути, Николай Рерих опередил свое время. - И хорошо, что выставка распространяет и объясняет идеи и философские концепции Николая Рериха". И в этом, по мнению Токаева, большая заслуга Международного центра Рерихов, ассоциированного члена Департамента общественной информации ООН, который на протяжении многих лет ведет огромную работу по популяризации миротворческих идей Николая Рериха в мире. Один из разделов экспозиции посвящен советскому и российскому дипломату Юрию Воронцову, который последние годы своей жизни являлся президентом МЦР и который приложил много сил для распространения идей Пакта Рериха. - Он был не только выдающимся дипломатом. Работая послом в Индии, он приложил немало усилий, чтобы собрать наследие Рериха, разместить его в МЦР и через выставки, лекции, книги рассказывать о великом наследии международному сообществу, - заметил в свою очередь постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин. Кстати, Постпредство вместе с МИД России активно содействовали в организации этой выставки. Речи дипломатов звучали с трибуны, возвышавшейся на фоне большой картины "Мадонна Орифламма", написанной Рерихом в 1932 году. Этот сюжет выбран совсем не случайно, так как в своих руках Богоматерь держит символизирующее Пакт Знамя Мира, белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Это символ единства прошлого, настоящего, будущего в круге Вечности, а также символ единства науки, искусства и религии в круге Культуры. - На выставке мы показываем, что этот символ прошел через века. Он использовался практически всеми народами, - рассказывает Черкашина. - Знак триединства виден на статуэтке индийского жреца, датируемой тремя тысячами лет до нашей эры, на греческих вазах, на мусульманских мечетях и на христианских храмах, на русских иконах и на японских гравюрах. Николай Константинович мечтал, что там, где будет развиваться Знамя Мира, не будет войн, не будут уничтожены памятники культуры, не будут убиты люди. Словно в подтверждение того, насколько много еще предстоит сделать на этом пути, на большом глобусе, установленном при входе в выставочный зал, флажками отмечены координаты, где развевается это знамя. Мини-стяги с тремя амарантовыми кругами возвышаются над Москвой и Нью-Йорком, Нью-Дели и Буэнос-Айресом, над Южным и Северным полюсами... Но смотрятся они пока все-таки очень одиноко... В начале мая подобная экспозиция была организована в столице Аргентины - Буэнос-Айресе. В этом и следующем году планируется их открытие в Уругвае, Перу, Чили, Бразилии, а также в Германии, Испании, Индии, Китае, Монголии, Японии и других странах мира. Международный центр Рерихов при поддержке своего мецената Бориса Булочника совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов стремятся к тому, чтобы эта выставка с призывом Николая Рериха "Мир через Культуру", приуроченная к 80-летию Пакта Рериха, которое будет отмечаться в 2015 году, побывала во многих странах мира.
Посещение выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Женеве экс-президентом Кыргызстана Р.И.Отунбаевой
Накануне закрытия выставки «Пакт Рериха. История и современность», организованной Международным Центром Рерихов в Отделении ООН в Женеве, экспозицию посетила видный государственный и общественный деятель Кыргызстана, экс-президент Республики, в настоящее время – основатель Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» Роза Исаковна Отунбаева. Она внимательно ознакомилась с выставкой и оставила запись в книге посетителей. Роза Исаковна давно знает и интересуется творческим наследием семьи Рерихов, их вкладом в защиту мировой культуры и памятников. Еще с конца 80-х годов, когда она была Ответственным секретарем Комиссии по делам ЮНЕСКО, а затем Председателем этой Комиссии, Р.И. Отунбаева немало сделала для продвижения культурного и духовного наследия. Она посетила многие места, связанные с именем Николая Рериха, его Центрально-Азиатской экспедицией и его духовным наследием, в Москве, Нью-Йорке и Татагуни (штат Бангалор, Индия).