Тема: Атом
Старый 26.10.2022, 13:07   #58
Феана
 
Аватар для Феана
 
Рег-ция: 09.11.2009
Адрес: Галактика Водоворот М51
Сообщения: 1,298
Благодарности: 347
Поблагодарили 189 раз(а) в 161 сообщениях
По умолчанию Ответ: Атом

От тьмы до света – спектр бесконечен,
А мы? Мы выбираем, где нам быть,
Что есть, о чем с собою говорить,
С кем, как, когда, при этом мир наш
Вечен!
Но временные мысли и тела
Обязывают нас к движенью в буднях,
И вот снуем, подобно мелким трутням,
Но есть Мгновенья – честные дела!
И чувства, что сильны и безупречны!
- Ах, как самообман нам избегать?
- Доверь себя Единому, в нём мать,
И в нем отец едины, значит вечны.

Есть Атом! Не физический, но тот,
Что Демосфен оставил – плод труда,
В нём духоматериальная среда.
Тот Атом ты, ты уникум и плот,

Что дух из мира временного ввысь
Подымет и вернёт в момент иной
По-истине прекрасный и родной!
Так мыслью светозарною трудись!

Обратите внимание, что Средние века ещё вполне верно воспринимали Античный Атом, но дальнейший прогресс техники и технологий увёл человечество от развития самопознания во внешние сферы. Увёл от постижения глубинного состояния восприятия мира в себе и себя в мире, от духовного понимания мира в мир внешних проявлений. Забытым оказалось интуитивное знание, и атом стали представлять химической частицей мельчайших размеров. Мир Древней Греции был живым Космосом, одухотворённым и населёнными богами, являвшихся людям в образе природных стихий, сил. Таким он и остаётся вечно.

ДУША ДРЕВНИХ ФИЛОСОФОВ

Представления о душе человека, было поэтическим и одухотворённым. Например, выраженные в поэмах Гомера души могут быть разделены на три вида.
Собственно душа – это псюхе (psyche). Псюхе – это лишенное плотности подобие тела, его особый двойник и образ. С одной стороны, псюхе дает телу жизнь и энергию движения. С другой стороны, она субстанциональна и может существовать отдельно от тела. После смерти человека душа покидает тело и перемещается в царство Аида, где она представляет собой призрачную бесплотную тень человека, лишенную прежнего сознания.

Другой вид души – тюмос. Тюмос представляет собой то, что в современной психологии можно отнести к эмоционально-волевой части психики. Ноос – это третий вид души, это ум человека и богов. Псюхе и тюмос присущи не только людям и богам, но и животным. Умом же обладают только боги и люди.

Реальность невидимой, но побуждающей наши поступки, психики была сильным подкреплением формирования образов других невидимых явлений: духов, богов и пр. Возникавшие во всех культурах объяснения природы психики через ее соотнесенность с богами или с миром духов логически строились в форме удвоения (отражения) невидимого. Люди использовали для объяснения природы психики те образы невидимого, которые сами до этого возникали из наблюдения фактов, строились по аналогии с душой как невидимым двигателем и организатором видимого движения тела. Для объяснения природы психики использовались уже "понятные" и привычные образы богов или "духов", которые создавались по аналогии с психикой, как образы невидимых глазом организаторов движения мира.
Идея единства и нераздельности души и внешнего мира развивалась в VI в. до н.э. греческими философами Милетской школы.

Фалес (624-546 до н.э.) в качестве первоосновы называл "воду". Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Он считал всю материю одушевленной. Ему же, в частности, принадлежат высказывания: «Самое сложное – познать самого себя, а самое легкое – советовать другим», а также «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Последнее выражает суть особой психологической проблемы – необычной скорости мыслительных актов. Способность человека производить в уме действия несравненно быстрее, чем это можно сделать физически, необычная быстрота психических процессов становились для древнегреческих философов предметом объяснения, наряду с другими загадочными свойствами психики.

Снова обратимся к труду А.Ф. Лосева:

Цитата:
«Мы без всякого смущения должны признать атомизм времени и пространства, да и всякого континуума вообще у древних атомистов. Здесь был и остается центрально важным тезис, который в сокращенном виде мы уже приводили (Лурье, 237): «Те, которые приняли элементы бесконечными по числу, как, например, Анаксагор и Демокрит, самим допущением бесконечности по числу ввели (в свое учение) и бесконечность по величине: ведь бесконечные по числу элементы, составляющие вещи путем взаимоприкосновения, а не тем, что составляют единое целое, образуют бесконечную величину... То, что „непрерывное касанием" бесконечно, ясно и из следующего: бесконечные по числу (элементы), имеющие величину, и однородные, (расположенные) так, что они касаются друг друга, образуют бесконечную величину, „непрерывную касанием". Кроме того, если время состоит из атомов, и это не лишает его непрерывности, то такова же, по атомистам, и вечность. «Демокрит считает природой вечного маленькие сущности, бесконечные по числу».

Итак, скульптурный атомизм континуума есть нечто новое, что атомисты внесли в античное учение о времени. А то, что лежащие в основе бытия атомы являются скульптурно-геометрическими телами, ясно и без всякого доказательства».
И ещё раз, у А.Ф.Лосева и других исследователей видим, что возникали сомнения относительно следующего:
Цитата:
«…Атом в своей основе был недоступен человеческому чувственному восприятию; но он мыслился также в виде предела бесконечно малых приближений к нему всего постороннего, а тем самым на известной ступени такого приближения к нему могло возникнуть чисто человеческое, вполне чувственное его ощущение. Таким образом, сущность атомизма заключается не только в конструировании вечных, взаимно изолированных, друг для друга недоступных и вообще ото всего другого обособленных сущностей, но и в интуитивном отношении вполне инфинитезимально понимаемых атомов…»

Субъективизм каждого исследователя говорит нам, что Атом поэта, философа, атом божественный, атом материалистического понимания, это не одно и то же в восприятии. Атом Космоса сосуществует в своих проекциях в воспринимающем уме, потому и делится до бесконечности, но и предел ставится в зависимости от возможностей (качеств) наблюдателя погружаться в него.

Объективное восприятие атома всё же всегда временно верно, ибо мир в постоянном изменении, как и наши представления о нём.


Таким образом, противоречивость атомизма возникает у изучающих феномен атомизма, исходящих из своих представлений о нём. Во времена материалистической науки атом представлялся химическим элементом, лишённым каких-либо духовных сил и оснований. Но ведь неизвестно науке, откуда взялся атом и почему вечен! И очевидно, что возникающие в процессе трудов противоречия у самого Демокрита разрешались самым естественным образом, по необходимости находить причины явлений, ибо учение автора было цельным и ясным, как ум этого великого человека. А разночтение образов или слов, выражений или даже выводов из учения у последователей нужно отнести тоже к естественным процессам понимания или непонимания людей, ограниченных временем и другими условиями развития, ибо даже в самом обычном разговоре философов всегда найдутся подобные несовпадения в восприятии. Есть ли нечто объективное, научно узаконенное в понятии Атом? Конечно есть, но это лишь информационный оттиск, тень или слепок, временно существующий для прикладных целей исследователей фантом Атома, далёкий от истинного. Однако духоматериальный образ Атома, как наимельчайшей и наибольшей (неделимой) "целостной частице" живого Космоса ближе к истине. Часть и целое - в своём предельном состоянии - подобны сутью.
__________________
Семь Морей - приглашение в плавание

Феана вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх