Цитата:
Сообщение от элис Цитата: Сообщение от mika_il Цитата: Сообщение от Кайвасату Слова "две жизни" могут быть понимаемы в разных значениях и сложно сказать, какое из них верное. Это могут быть и конкретные пары связанных жизней, которых в романе существует несколько (взять хотя бы Лёвушку и его брата), а может быть и жизнь обывателя, сравниваемая с жизнью служения Свету и т.д... | Если автор действительно тяготела к теософским идеям, то название должно бы быть отсылкой к ним же. | Вероятно, о шкале становления жизни в Духе, не уходя от жизни земной. |
Да. Оказывается. Если заглянуть в конец произведения, где предположительно ожидается найти авторское резюме. В наставлениях Венецианца об ученичестве явно прослеживается (хотя возможно и слабо раскрывается) указание на Две Жизни - Жизнь Единую, выражающуюся в чувствовании, и жизнь индивидуальную, выражающуюся в поисках смысла этого чувствования. Слитые воедино они становятся путём творчества, самовыражением индивидуальности (сознательным становлением Жизни в Духе, как Вы выразились, понимая под Духом осознанные требования собственной души). Как это раскрыто - это действительно по духу должно быть ближе рериховцам, которым предлагалось "счастье жизни найти в творчестве", как и утверждает Арденс.
Мне кажется, автор не была тем теософом, для которого "нет религии выше истины". Поэтому такой образ Андреевой, который вызвал критику, - в образе абсолютная преданность собственным идеалам есть, но для автора выражается через эксцентричность натуры, бескомпромиссную приверженность каким-то своим убеждениям. Оно вроде бы так и было, но, как мы знаем, так было только не для близких людей. Близкие знали совершенно другого человека, вынужденного скрываться за этой маской.