Старый 15.12.2014, 14:59   #13
Редна Ли
Banned
 
Рег-ция: 04.12.2002
Адрес: СПб
Сообщения: 10,837
Благодарности: 179
Поблагодарили 707 раз(а) в 575 сообщениях
По умолчанию Ответ: Воплощения Махатм

Цитата:
"эволюционный индуизм" в теософии.

вопрос: кто первый начал применять дарвиновскую концепцию эволюции к индуизму?

согласно научным источникам (Handbook of Religion and the Authority of Science), первой это сделала Блаватская. причем, автор ссылается на "Разоблаченную Изиду", где аватары Вишну впервые рассматриваются, как этапы эволюции по Дарвину. "Разоблаченная Изида" вышла в 1877 году в Америке, и упоминания индуизма в ней скорее случайны. на тот момент индуизм не был мейнстримом для теософии.

однако, как нам известно, Ниши Чаттопадхьяя где-то в середине 1870х в своем "Христианстве и Буддизме" написал о духовной эволюции, карме и трансмиграции в ключе дарвинизма. опираясь на философию санкхьи. позже эта линия появляется в теософии, когда та перебирается в Индию, и становится одной из основных ее отличительных черт.

т.е. что я хочу сказать: единственное упоминание "эволюционного индуизма" (назовем это так) у Блаватской в ее американский период сводится к аватарам Вишну. основная составляющая "эволюционного индуизма" (духовная эволюция посредством кармы и трансмиграции) встречается на тот момент не у нее, а у Чаттопадхьяя. это происходит до выхода в свет "Разоблаченной Изиды" и на другом континенте.

для меня основная проблема (в том чтобы поверить, что это так) - это возраст Чаттопадхьяя. ему от силы 25 лет. (Блаватская была старше его на 20 лет). на начало буддийских эссе, ему было около 22. к этому времени он провел в Европе уже 10 лет.

но он попал в Европу с подачи Дебендранатха Тагора и Брамо-Самадж. Брамо-Самадж - это индийский двойник теософии в том, что касается социальной политики в Индии. для этих целей Брамо-Самадж была предпринята попытка реформировать индуизм. Брамо-Самадж тех времен (конец 1870х) - это Кешаб Чандер Сен, которого больше интересовало новое полу-христианское провозвестие имени себя, а не теории "эволюционного индуизма".

тем не менее, изначально течение возникло на основе (скажем так) "махинаций с индуистскими текстами" Раммохан Роя и направившего его в "нужное русло" клана Тагоров (1820-40гг). Тагоры были очень богатыми и образованными людьми и основателями нескольких индийских учебных заведений английского образца. Я имею в виду, что идея вправить индуизм в колею дарвинизма, могла возникнуть в "недрах Брамо-Самадж" гораздо раньше. И Чаттопадхьяя мог ознакомиться с ней еще в Индии. хотя упоминание об "эволюционном индуизме" в "Пещерах и дебрях Индостана" этому скорее не соответствует. как и интересы Брамо-Самадж (изначально религиозные). но вот интересы Тагоров были достаточно научными для этого.

итак, по прежнему вопрос: "эвоюционный индуизм" - кто это сделал первым?

несмотря на, Блаватская была не первой. и с большим трудом вериться, что первым был Ниши Чаттопадхьяя (по субъективным причинам). но идея стопроцентно индийская. если западному человеку и могла прийти в голову аналогия между аватарами Вишну и Дарвином (Вивекананда от нее отказался, переняв "эволюционный индуизм" от теософов), то связать карму, трансмиграцию, духовное развитие и представления о маха-пралайе с эволюцией Дарвина в то время мог только индус.
Редна Ли вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх