Проект Содержания пособия - можно потрудиться! Уважаемые сотрудники! Я взял на себя смелость обобщить наши беседы и переписку по поводу, каким должен быть курс «Социальная экология», в частности - содержание и направленность пособия «Социальная экология». Представляю Вашему вниманию проект содержание (тематические блоки) будущего пособия. Я постарался учесть все мнения, в основу же лег проект, присланный Еленой Шульпиной. Работая над проектом, я исходил из двух соображений: 1. Пособие не может быть безразмерным 2. Основные блоки содержания должны обобщать максимальное количество идей и отражать наиболее ценные концептуальные моменты. Если какой-то из предложенных пунктов не вошел, посмотрите – возможно, он может войти в качестве подпункта. Что дальше? Во-первых, содержание необходимо обсуждать. Возможно я что-то упустил, либо был не точен в формулировках. Во-вторых, эти положения необходимо расскрывать – каждый пункт нужно дробить на подпункты, подпункты в тезисы, тезисы расскрывать в некоторое содержание. Исходя из этого, у всех есть возможность выбрать какой-то из пунктов, либо подпунктов, либо тезисов и работать по нему, представляя промежуточные результаты на общее обсуждение, консультируясь с участниками по трудным, либо значимым моментам. Цитата:
|
Re: Проект Содержания пособия Цитата:
Говоря "всемирный" имеется в виду всепланетный ? Может стоит сказать во взаимосвязи в Солнечной системе. А если глобально, то может все не так уж страшно. А то, судя по заголовкам, просто жуть берет. Может стоит сказать и о успехах развития человечества на рубеже 3-го тысячелетия, тем более человечество- это может быть не только земляне. Еще раз прошу прощения. В остальном, со стороны-просто здорово. ллр |
Re: Проект Содержания пособия Цитата:
О взаимосвязях в Солнечной системе речь пойдет в разделе "Мир как глобальная экосистема". |
Содержание пособия В 4 разделе нельзя забывать о языках культуры и их роли, мне кажется ничем незаменимой, в гармонизации социально-экологических отношений. Культура как средство адаптации человечества и природы. Становление языков культуры (науки, религии, искусства) под влиянием природы и их влияние на сознание человека. Красота и искусство в эволюции человека и общества. Роль современной литературы в деградации человека и общества. Животворящая и пророческая роль поэзии: притчи, стихотворения (Н.Гумилёв, Н. Спирина, М. Цветаева, А. Пушкин, М. Лермонтов). Экологическая культура – культура мира и единства между человеком и человеком, человеком и обществом, обществом и природой. Мера экологической культуры – экологическая этика. Природа как самоценность. Субъектно-этический тип отношения к природе. Нравственный и экологический императивы. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер). Космическая этика (К.Э.Циолковский). Учение живой этики (Е.И.Рерих). Экологическая педагогика. Появление феномена обучения как способа передачи нравственных заповедей (Н.Н.Моисеев). Понятие великого Учителя в культуре востока. Идеал учителя на западе. Учитель – проводник экологической культуры. Экологическое образование и его альтернативы (ноосферная школа, космическая педагогика). Раздел 3 может быть назвать как одну из обсуждаемых глав «Социально-экологическое общежитие: из прошлого в будущее». ----Семья как ячейка социоэкосистемы. ------3.4. на место 3.2. -------4.4 .Добавить концепцию рационального общества (Н.Н. Моисеев). А так содержание оооочень наукоемкое :) |
Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
Думаю Ваши главы - 3.7. Социальные образования как элементы экосистем. Формы общественного устройства и взаимодействия. 4.4. Пути оздоровления социальной организации. Концепции экопоселений. :idea: |
Re: Содержание пособия Цитата:
4.2.1 (...). Язык и речь. (например) Цитата:
Цитата:
Цитата:
Может быть пункт "Культурный фактор" в 3.3. заменить на "Культура как эволюционный фактор"?, а подпунктом 3.3.1(...). поставить "Красота и искусство в эволюции человека и общества." Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Можно тематическими вставками в текст. Как лучше?! Цитата:
Цитата:
Цитата:
По-моему, существующее название немного заумное, но более точное. О будущем (о путях оздоровления) мы говорим в главе "На пути к гармонии". Можно было бы эту главу назвать «Социально-экологическое общежитие: из прошлого в будущее». Что было бы более точно. Может быть ее переименуем?! Цитата:
Цитата:
|
Re: Содержание пособия Цитата:
Цитата:
Первый раздел лучше мне кажется назвать "Человечество на пороге Новой эпохи" - эпохи Водолея, Матери Мира, Света, мира и т.д. Насчет свободы выбора для студентов. " признавая влияние идеологии Учителей, не стесняете ли вашу свободу" - Скажите" Качество свободы замечательно;если она существует, ее ничем ограничить нельзя." Не стоит циклиться на описании кризисов. " Как найдем слова коснуться мироздания. как подвинуть человечество к научному осознанию миров. Каждое осознание рождается в Красоте". Поэтому целесообразно предоставить информацию о различных вариантах выбора, о позитивных аспектах бытия, возможностях культуры (ее языков). |
Re: Содержание пособия Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
СОДЕРЖАНИЕ Культуру следует определять в плане нематериальных ценностей (в пособии), Культуру с большой буквы. Взять самое что ни на есть культурное. Во время войны тем более необходимо показывать приоритетность мирных, культурных выходов из кризисов. Не за счет ресурсов других. |
В пункт 4.3. вставил подпункт 4.3.2. "Искусство мышления" В 4.3.1. должно быть, видимо, какое-то общее введение, учитывая, что уже по тексту были главы: ***3.4. ... Ментальность как элемент экосистемы. ***3.5. Психосфера Земли. |
Здравствуйте, Володя! Говорить о кризисах сейчас везде очень модно. Я обычно пролистываю такие страницы. 8) Поэтому, готовя материал к занятиям по кризисам, испытываю массу трудностей: избежать нудного перечисления фактов и цифр, не умаляя их значения; не перейти к жанру ужастиков и безысходной драмы и решить развивающие задачи: способствовать осознанию личной ответственности за разрастание или предотвращение кризисов и пробуждению потребности в изменении ситуации. Вот почему меня пугает целый раздел о кризисах. Он, конечно, нужен, но над ним необходимо особо потрудиться. Примерная схема изложения наработалась, но ее хорошо бы всем вместе обсудить. Материал о труде куда вставим? Его важность недавно осозналась. Информацию обычно набираю «вручную» :) в библиотеках, поэтому ссылок на Н.Н. Моисеева в инете дать не могу. Но перечислю его книги: Судьба цивилизации. Путь разума; Человек и ноосфера; Путь к созиданию. |
И еще, Владимир, почему Вам не понравилось слово "грани"в предложенном названии 4 раздела :?: Коэволюция предполагает совместное прогресивное развитие двух и более субъектов. У них обязательно есть точки, плоскости (грани) соприкосновения. Чтобы было как можно меньше шероховатостей, лишнего трения эти плоскости нужно шлифовать. Чтобы быстрее двигаться по пути коэволюции субъекты могут удлинять и т.п., т.е. регулировать эти грани. Об этих гранях и должна идти речь. Их только полно определить надо. |
Цитата:
Сайчас идет война - возникшая из-за небольших перепадов в цене на нефть. Через 20 лет Россия полностью выкачает свои нефтяные ресурсы, через 10 - они закончатся в США. Как Вы думаете к каким последствия это приведет :?: Ведь, весь мир сидит на нефтяной игле. Сегодняшняя наша жизнь - это пир во время чумы. Об этом говорить надо. Важно дать правдивую информацию, предоставить возможность выбора - дальше каждый сам решает, делает свой выбор. Но, я не против - давайте переименуем разделы, вынесем цифры в тематические вставки :idea: Главное - что бы изложение было связанным и все пособие было связано определенной логикой. Цитата:
Подойдет? |
Цитата:
Я убрал "Грани" в сили не лаконичности и неоднозначности названия, но пусть будут "Грани"... :) |
Цитата:
"4.3.1 Необходимость и пути развития нового мышления." Кроме того, в п.4.3 предлагаю вместо слов "Расширение мышления…" написать "Развитие мышление …. |
Цитата:
Цитата:
Кстати, еще, по-моему, Данилевский возмущался, что слово "развитие" - не удачная калька с латыни, ибо подразумевает потерю цельности... Но это оффтопик... |
После продолжительных консультаций :) выложил, надеюсь, окончательную, но рабочую :wink: , версию Содержания - в нем некоторые пункты вернулись на свои места, некоторые были расширены... Вцелом, думаю, можно идти вглубь, приняв данный вариант за основу. |
Ура :P Можно делить темы и двигаться, двигаться :D Учителя ждут к новому учебному году пособие. План каждой темы нужно согласовывать и не перебарщивать с количеством страниц. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Ваш 3.8 и 4.5. Нужны для начала заголовки подглавок и тезисы. С нетерпением ждем :idea: |
Здравствуйте! Просмотрел новый проект содержания. Считаю, что над содержанием надо еще поработать. Это можно взять за основу. В рабочем порядке будем уточнять. Сравнил название старое и новое название раздела 4. Старое: 4. НА ПУТИ К ГАРМОНИИ Новый : 4. ГРАНИ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Старое название мне нравилось больше, динамичность, простые слова и главное есть направление устремленности к чему-то хорошему. :-) Может быть возможен такой вариант: 4. НА ПУТИ К ГАРМОНИИ - ГРАНИ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Тогда каждый пункт 4.1 ..4.5 (4.6?) - одна из граней пути к гармонии. Имеется два пункта с № 4.3 С уважением, Николай |
Цитата:
|
Куда смотреть? Цитата:
|
Re: Куда смотреть? Цитата:
|
Re: Куда смотреть? Цитата:
3.8. Основные характеристики социально-экологического взаимодействия: адаптация, кризисы, революции, природопользование, образование социоэкосистем, коэволюция. ... 4.5. Искусство мышления (Обсуждение) Моя же "любимая тема": «Социально-экологическое общежитие: из прошлого в будущее», по которой есть даже отдельная тема в этом разделе форума. Владимир, мы заблудились в трёх соснах. |
Re: Куда смотреть? Цитата:
Цитата:
|
Re: Куда смотреть? Цитата:
Тема звучит так: 4.6. Социально-экологическое общежитие: из прошлого в будущее. Пути оздоровления социальной организации. Концепции экопоселений. Концепция рационального общества (Н.Н. Моисеев). Но насколько я помню, мы договоривались исключить все имена из этой темы, не так ли? И второе, что Вы понимаете под рациональным обществом? |
Re: Куда смотреть? Цитата:
Думаю, не стоит сейчас тормозиться на мелочах - все утрясется в процессе. |
Re: Куда смотреть? Цитата:
И ещё вопрос, сколько листов даётся на тему, которую я выбрал? |
Re: Куда смотреть? Цитата:
|
Ну что Вам Моисеев не нравится, не читали же :wink: а листов на тему должно быть 4-6, максимум 9. |
Цитата:
|
А мы откуда материал будем брать, если не из каких-либо источников , в т.ч . и из головы. Это разве не навязывание. Учебник без единой фамилии? :? А методология, теоретическая база :? Или что- то из ряда вон? История не знала :shock: |
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Андрей, при планировании материала имейте ввиду концептуальные основания будущего пособия. |
Крайности излишни: частое цитирование и отсутствие цитат. Чтобы сделать выбор студентам нужно предоставить этот выбор, указать соответствующую литературу. Нужно ненавязчиво заинтересовать АЙ. А о каком выборе может идти речь, если большинство студентов кроме учебной литературы и желтой прессы ничего не читают, а об АЙ не слышали вообще. Но я когда веду пары, объясняю материал с т.з. АЙ, кое-что зачитываю из КНИГИ на столе. Они ее потом смотрят, журналы кладу, чтоб спрашивали. Ну как с маленькими. Но ведь срабатывает. Конечно, в крупных городах, наверное, по-другому, но простота и естественность все-таки везде помогает. Или когда задают вопросы по актуальным для них темам, советую посмотреть на стр.... в АЙ дома. Начинают читать всю. Это методика. Но пособие может тоже "пособничать" :) .Две цитаты минимум: в начале и в конце(или поусмотрению для подытоживания, введения, подтверждения). |
Цитата:
|
Надо пересмотреть содержание. Разделить анализ прошлого., настоящего и прогноз на будущее. Или заложить другую логику. |
Часовой пояс GMT +3, время: 20:30. |